12:02 АНЖИ-КАЛА: НА ПРИВОЛЬНОЙ | |
Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в последнем месяце 2022 г. совершили поход по старым местам столицы Дагестана. Крепостная стена на склоне Анжи-Арки Об тюркском городе Анжи-Кале повествуют археологические материалы и ряд источников, дошедших до нас. - Город этот возник ещё до нашей эры и был особым владением местных правителей, «инжу» – Индыр-Таргы [Zeki VelidiTogan. A.g.e. S.106]. Населённый пункт упоминают также Махмуд Кашгарский в XII в. («Инжи-Кент»), Ибрагим Гияс оглы в XVI в. («Анжи»), Мухаммед Аваби Акташлы в XVII в. («крепость Анджи») и очевидцы Нового времени – автор Моздокской рукописи («крепость Анжи»), император Пётр I(«фундаменты великого города»), академик Фальк («Анжи развалины большого города»), также учёные Рейнегс («Инже-калеси»), Клапрот («древний город»), Бакиханов ("крепость Семендер, ныне Тарки Энджи"). Крепость Инджи-Кала упоминается и в письме Абу-Муслиму Тарковскому 1850 г. от следовавших в неё с товарами из Петровска (Саратовская губерния) купцов города Темир Капу. Анжи-Кала располагалась на Великом Шёлковом Пути и помимо прочего здесь со Средневековья до начала прошлого века включительно имелись караван-сараи для купечества и других гостей города. Необходимо сказать, что в середине позапрошлого века Анжи-Кала представляло собой уже небольшое и незначительное тюркское поселение, на территории которого и появилось укрепление Петровское. После развития портовых объектов на месте старых портовых построек хазарского Семендера и прокладки железной дороги жизнь бывшей крепости - города Петровск-Порта заметно оживилась. Первыми улицами города были Купеческая (в народе именовалась Торговой), Привольная, Соборная и Инженерная. Увеличилась численность населения и со временем тут появились даже образовательные заведения и библиотека. В первой половине прошлого века ввиду внешней миграции большинство населения составили славяне, и, что показательно, среди храмов как центров местной религиозной жизни большую часть оставляли церкви, наиболее известными из которых были Александро-Невская и Никольская. Тем не менее, в разных частях города было заметно проживание по общинному принципу. Так, улица Армянская (нынешняя Дахадаева) была населена представителями хайского этноса, там же располагалась армянская церковь, здание которой частично сохранилось по сей день. На пересекающей Армянскую Персидской (Кадырова) жили большей частью азербайджанские тюрки, посещавшие располагавшиеся на параллельных улицах Иранскую мечеть и медресе (эти объекты используются сейчас по первоначальному назначению). На Таркинской (Ярагского) проживали кумыки, духовными центрами для которых были джума-мечеть Тарки и построенная татарами мечеть на Малыгина (обе функционируют по сей день). Постройка царского периода на площади Коминтерна На хуторе Молочном (небольшая часть западного склона Анжи-Арки и его подошвы) проживали большей частью русские и евреи, а в посёлке Малом Анжи (Петровск-Кавказском) в довоенный период основную массу составляли мусульмане кумыки из Параула и христиане (последние были абсолютным большинством), которые, как и жители хутора Собачьего (старая часть улицы Гоголева) имели свой духовный центр в виде Успенской церкви. (Любопытно, что в последнее время здесь, в Махачкале Первой, появились также церкви протестантов и адвентистов). Помимо посёлков на склоне Тарки-Тау и Анжи-Калы (Махач-Калы) кумыки проживали и проживают в посёлках Гур-Гур-Ауле (сейчас микрорайон), От-Тирмен-Ауле (в настоящее время улица), Терен-Айыре (ныне жилой квартал у реки Тарнаирки), Чалпаре (село Краснорамейское), а также в других населённых пунктах Притарковья, входящих в городской округ Махачкалу (Атлы-Боюн, Караман, Шамхал, Шамхал-Тирмен). В послевоенный период возникли посёлки выходцев из соседних территорий Кумыкии, постепенно слившиеся с городом, Пятый – большей частью гелинцы, Четвёртый - в основном доргелинцы (последние компактно проживают также в Новом Тарки). Кумыками преимущественно из сёл Карабудахкентского района был заселён посёлок Газовиков (квартал Городок Газовиков),; кумыкское имя Баммат получил один из новых пригородных посёлков нашей столицы. Представительность выразилась в создании сельских землячеств, а также в названиях объектов бизнеса (магазины «Параул», «Доргели», «Аданак», кафе «Эрпели», «Жюнгютей», «Бойнак»). Стоит добавить, что в столице Республики родилось большое количество наших известных соплеменников, биографические сведения о которых можно найти в открытом доступе. Среди других тюркских землячеств мы можем выделить организации выходцев из Азербайджана и Узбекистана, возникшие как следствие трудовой миграции. Что касается исторического названия города Анжи (в переводе с тюркского - Ставка правителя), то с восстановлением его истории в аспекте тюркских государств, в т. ч. кумыкского Шаухальства Тарковского и одновременно развитием предпринимательских отношений это имя нашло отражение в многочисленных коммерческих объектах (справочная служба «Анжи», АЗС «Анжи», служба доставки «Анжи», фирма «Анжи пласт», другие предприятия). Интересно также, что на Северном Кавказе увековечено имя борца с царизмом Анджиевского из Крыма, который, однако, никак не был связан с городом Ан(д)жи и Кумыкией. Касательно же декабрьского похода нашей группы можно сказать, что он был начат с площади Коминтерна, до советской власти именовавшейся Провиантской. Участки крепостных стен Петровского укрепления (1845, гора Анжиарка) – объект, имеющий статус выявленного памятника, стал первым осмотренным, за которым последовали старый дом № 1 А за крепостной стеной (фирма «Каспий-фиш») и каменная кладка на склоне Анжи-Арки в его дворе. Самое старое здание столицы, где размещалась 1-ая школа Улице Даниялова, изначально называвшейся Привольной, было посвящено основное внимание. В начале её на здании военкомата расположена мемориальная доска в память о первом совете -представительном органе власти, возникшем сто пять лет назад (до этого в городе существовало городовое управление – представительная власть, формировавшаяся по имущественному признаку и подчинённая областному начальству). К досоветским зданиям на Даниялова стоит отнести располагающиеся под номерами 3, 11, 13, 14, 16, 17, 18. Также можно выделить объекты 1930-х – начала 1940-х гг. в районе пересечения с улицей Дахадаева (Р. Ж. С. К. Т., бывшее здание пединститута, Верховный суд и пара многоквартирных домов). Досоветская архитектура в середине улицы Кроме вышеуказанных заслуживают внимания объекты за номерами 16, 18, 22, 24, 26, 29, 30 (бывшее здание первой городской школы, созданное в 1870 г.), 33 (музеи имени Тахо-Годи и «Дагестанский аул») - последние два здания являются объектами культурного наследия регионального значения. В следующем квартале улицы представляют интерес дома № 38 (1912 г., агентство недвижимости), № 39 (кафе «Старый Арбат») и три постройки первых десятилетий советской власти, в том числе № 45 – выявленный объект культурного наследия; под № 55 расположено старое здание редакций кумыкских журналов «Къарчыгъа» и «Тангчолпан». После пересечения улиц Ярагского и Даниялова можно увидеть ещё одно строение 1930-х гг. в несколько этажей, а в конце последней - мемориальную доску на 14-й школе (это образовательное учреждение было открыто в 1939 г.), установленную в память о размещавшемся в ней эвакогоспитале. Внимания заслуживает и дом № 82 (1913-1914 гг.), благоразумно выведенный из списков аварийного жилья, однако пока не получивший заслуженной государственной охраны как памятник архитектуры. Жилой дом напротив школы № 14 Среди прочего отметим, что одна из встретившихся нам на улицах тяговых подстанций носит предыдущее название своей улицы – «Маркова», а также то, что в пересекающем Даниялова переулке имени Канделаки сохранилось каменное мощёное покрытие досоветского периода. Выводы по итогам мероприятия: - не менее десятка архитектурных объектов на площади Коминтерна и улице Даниялова должны быть рассмотрены уполномоченными структурами на предмет придания им статуса объектов культурного наследия; - мы полагаем, что ответственным лицам можно взяться за исследования неосвещённых страницы истории города, в частности, некоторых его структур: дворянского собрания, возникшего в конце XIX в., городского театра, созданного в 1913 г., городской думы, существовавшей в 1918 параллельно с советами депутатов. ДРОО «Тухум терек тамурлар» Краеведение Краеведческие походы в 2016 году: Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:
Краеведческие походы в 2021 году:
Краеведческие походы в 2022 году:
ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |