Под таким лозунгом 20 декабря в Доме Культуры п.Тарки состоялся форум представителей ряда общественных организаций республики. Инициаторами проведения данного мероприятия выступили: благотворительный фонд поддержки талантливой молодежи имени Султан-Мута Тарковского (руководитель - Абдурахманов Н.Г.), общественный Совет п.Тарки (руководитель - Магомедов М-А.И.), Союз общин коренных народов Дагестана (Валиев З.). В работе мероприятия приняли участие известный дагестанский ученый, заведующий кафедрой
... Читать дальше »
Республика Дагестан часто бравирует своей многонациональностью, поэтому мне хотелось бы поделиться наблюдениями в области сохранения этого разнообразия.
В 1930-х гг., создавая противовес традиционному тюркскому доминированию в регионе и упрощая процесс управления обществом, движения к построению единой «советской» нации, центральная власть стала создавать искусственные народы, благодаря чему ранее не имевшие национального самосознания нахско-дагестанские племена в административном порядке объединялись в народы с навязыванием языка (сделанного на основе одного из местных, принятого за литературную норму), предоставлением учебных и рабочих мест, развитием народной культуры и формированием необходимой для этого инфраструктуры. Таким образом более полусотни малых и больших племён были принудительно записаны в аварцы и даргинцы, в Южном Дагестане азербайджанский язык, позволявший общаться между собой представителям разных общин, начал вытесняться новым литера
... Читать дальше »
Абу-Даги, Общины Хаттен, Нефтегавань – именно такие названия улиц можно нынче встретить в столице Республики Дагестан, а в одном её пригороде отыскалась даже улица Новобрачная. Вероятно, городской округ имеет право на свои причуды, однако у нас, коренного населения Равнины, закономерно встаёт вопрос о том, насколько при всём при этом город уважает своё прошлое и сохраняет исконную топонимику. Любопытно, что ряд старых наименований, которые, казалось бы, должны быть увековечены непременно, в городской топонимии отсутствуют напрочь, сохраняясь лишь в исторических сведениях. Исключением является таркинское поселение От-Тирмен-Аул (район улицы Абубакарова), поглощённое городом и ставшее его улицей. Проанализировав данный вопрос, автор вместе с коллегами решил представить Вашему вниманию следующие предложения.
1. Гент-ал (Кент-Алды) – территория нынешних Пятого жилгородка Четвёртого, Пятого, Степного посёлков и некоторых прилегающих мест.
Один из идеологов кумыкского национального движения однажды сказал, что большая ответственность за судьбу народа лежит на его гуманитарной интеллигенции. Безусловно, определение взглядов этноса на окружающую его жизнь, сохранение исторической памяти и нематериального наследия требует ответственного труда историков, востоковедов, искусствоведов, культурологов, филологов и других представителей умственного труда. Тем важнее стараться сделать выполнение их миссии более действенным и указать на недостатки.
Сразу хочу отметить, что перечисленное ниже не является бичом только интеллигенции кумыков, а свойственно вообще республиканской интеллигенции (и, наверное, не только республиканской), однако ввиду национального характера работ краеведческого общества (а материал был подготовлен в краеведческой организации) мы сделаем акцент на кумыкских тюрках.
1. Болезнь восприятия. Есть особенность, которая встречается у большинства работников умственного труда – они под
... Читать дальше »