10:35 СЕМЬ ОГРЕХОВ КУМЫКСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ | |
Один из идеологов кумыкского национального движения однажды сказал, что большая ответственность за судьбу народа лежит на его гуманитарной интеллигенции. Безусловно, определение взглядов этноса на окружающую его жизнь, сохранение исторической памяти и нематериального наследия требует ответственного труда историков, востоковедов, искусствоведов, культурологов, филологов и других представителей умственного труда. Тем важнее стараться сделать выполнение их миссии более действенным и указать на недостатки. Сразу хочу отметить, что перечисленное ниже не является бичом только интеллигенции кумыков, а свойственно вообще республиканской интеллигенции (и, наверное, не только республиканской), однако ввиду национального характера работ краеведческого общества (а материал был подготовлен в краеведческой организации) мы сделаем акцент на кумыкских тюрках. 1. Болезнь восприятия. Есть особенность, которая встречается у большинства работников умственного труда – они подменяют взгляд среднестатистического представителя народа по тому или иному вопросу своим собственным как типовым. - По какой-то неведомой причине интеллигентам кажется, что то, что понятно им, должно быть понятно и очевидно всем остальным; возможно, это недальновидность, возможно, отражение внутреннего эгоизма интеллигентов. Так или иначе, они должны понимать, народ состоит ещё и из строителей, поваров, шоферов, охранников, крестьян и представителей других профессий, больше связанных с физическим трудом. Это, говоря гносеологическим языком, люди другого предмета и метода, взгляд которых в большинстве случаев отличается от интеллигентского. Тут же хочется упомянуть о негодовании некоторых людей по поводу «глупости» их соплеменников, обычно такие мысли слышишь из уст творческих личностей, особенно молодых. Однако любой народ можно условно разделить на две части, где примерно десять процентов населения анализируют происходящее и делают глубокомысленные выводы (нередко это люди с философским мировоззрением) и девяносто процентов людей, которые не имеют привычки основательно переосмыслять жизнь общества и озабочены работой, домом и собственным здоровьем. Что касается просвещения масс, то интеллигенты должны спрашивать с себя и учиться разговаривать не только с себе подобными, а ещё и с остальными людьми, не стесняясь объяснять им простые вещи. Безусловно, это требует старания и разделения труда, где одна часть просветителей должна быть педагогами и популяризаторами, а другая исследователями национального. На практике такой процесс у кумыков уже реализуется, однако осознание необходимости делиться на популяризаторов и учёных усилит его. Таким образом, если народ чего-то важного не осознаёт, то виновата в этом как раз ответственная интеллигенция, в лице некоторых лиц периодически брюзгливо говорящая про ограниченность своих земляков. 2. Обвинения народа. Из вышесказанного вытекает следующий недостаток – обвинение народа в тех или иных минусах. Чаще всего это приходится слышать из уст людей, не занимавшихся реальной организаторской деятельностью, серьёзной управленческой работой. Любой человек, имеющий организационное мышление, не будет так говорить, поскольку знает, как много зависит от роли отдельной личности и лидера в группе, коллективе, обществе. Очень часто важнейшее значение в тех или иных процессах имеет наличие пассионарных, профессионально подготовленных и ответственных людей, а не эфемерный вселенский разум, который вдруг должен овладеть массами и заставить их действовать осмысленно и согласованно. Несмотря на обилие сильных личностей в общественно-политическом пространстве, попытки решения некоторых вопросов жизни кумыкского народа скрыто и целенаправленно разрушались государством, причём происходило это не только в советский период, а даже в 1990-2000-е гг. Стоит понимать, состояние народа – это, как правило, следствие государственной политики, и народ таков, каким должен быть в сложившихся условиях. Значит, людей следует воспринимать какими они являются и подбирать адекватные методики работы. Как во время революции двигателем является небольшая группа профессионалов, так и выборе народных приоритетов решающее значение приобретают адекватные усилия национальных мыслителей. Если же с этносом что-то не так, вина за это лежит на государстве и общественных деятелях. Подводя итог данному пункту, скажу, что интеллигенции стоит быть более адекватной, лучше чувствовать и понимать свой народ, а не отгораживаться от него или ждать условий для самореализации, ничего не делая для их создания и иметь другие завышенные ожидания. А обвиняя собственный народ, интеллигент обвиняет себя, для общественника же такие обвинения вообще являются последним делом: или молча приноси людям пользу, или уходи из общественной деятельности. Лично я кумыкский народ критически не оцениваю, скорее наоборот. 3. Заложники качества. 1). Обычно такой тип людей встречается среди занимающихся наукой. Привыкшие держать определённую планку, они начинают применять свой уровень там, где он не нужен и в тех ситуациях, когда сам факт появления информации гораздо важнее её фундаментального осмысления или стиля произведения. Высоколобый учёный-исследователь судит с точки зрения исключительно познания (сугубо профессиональный взгляд), а не информационной политики и идеологии. 2). Несколько осложняет ситуацию тяга интеллигентов к новизне и разнообразию, в то время как остальному населению – непрофессионалам в умственной работе часто нужно просто разжёвывать ранее отрытые факты. Мыслитель смотрит на книгу или статью не глазами широких слоёв общества, которые чаще всего и являются целевой аудиторией, а исключительно по своему, в результате иногда озвучивает отрицательное мнение и складывается ощущение, что в той или иной работе нет ничего хорошего. Однако в нашем информационном мире зачастую выбор стоит между тем, когда работы в части их уровня публиковать ещё можно и уже нельзя. 3). Является ошибкой и когда образцового профессионала и его уровень пытаются возвести в ориентир, что бьёт по энтузиазму остальных. В любой сфере есть разные уровни и недопустимо сверхуровень объявлять нормой, так же, как нельзя вундеркиндами делать всех учеников в классе. Так или иначе, кумыкам нужен в большинстве случаев хороший уровень просветительской работы, который будет неизбежно соседствовать со средним, при этом от работы низкого уровня стоит избавляться. Применительно к краеведческим и научно-популярным работам важно выделить следующее. Часто учёные-историки критикуют у других то, что последним приходится делать вместо учёных мужей. Обвинять научное сообщество не будем, как правило, российский исследоваетль это зависимый от бюджетного финансирования и ограниченный в своих возможностях исследователь, издающий написанные научным языком книги ограниченным тиражом. На этом фоне появление в важный момент жизни нашего народа таких авторов, как Солтанбеков С., Атаев Б., Аджиев И. и Аджаматов Б. было необходимым и успешно заполнило нишу этнического просвещения. 4. Фанаты дагестанского единства. Не имею ничего против некоего соседского единства внутри Республики Дагестан, хотя соседи, как мы знаем, могут быть разными. В целом же идея общедагестанского единения оказалась для кумыков элеком (решетом), через которое частично вытекли и единое тюркское этнокультурное пространство, и правдивая история региона, и возможности что-то по серьёзному решать у себя дома, т. е. приобретений не было, а потерь хватало. Некоторые кумыкские интеллигенты договорились до того, что назвали свои тюркские районы интернациональными, на что, разумеется, кумыки никогда и никому согласия не давали. Ещё более странным предстаёт зависимость от «дагестанизма» у людей, отрыто поднимающих кумыкские вопросы. Они как будто не видят, что постановка таких вопросов в аспекте дагестанского единения выглядит самоисключающей, поскольку единение тут обычно предполагается за кумыкский счёт и на кумыкских этнических территориях. Невозможно решать кумыкские вопросы, цепляясь за дагестанское единство, они решаемы только при выходе их таких отношений, по крайней мере, в их современном виде. Альтернативной парадигмой является тюркская, пусть от некоторых братьев кумыки находятся на удалении, современные возможности позволяют сохранять и воспроизводить в себе тюркское наполнение и отвечающую ему тюркскую общность. 5. Советские шаблоны. Обезличенная в тюркском плане «дагестанскость» у старшего поколения, тянется, естественно, из советского прошлого. Тогда не решение, а создание и консервирование национальных проблем компенсировали, говоря грубо, болтовнёй про интернационализм из всех утюгов. Между тем дружба народов – это не причина, а результат отсутствия противоречий; строго говоря, нормальным соседям она не нужна, они итак договорятся. Коммунистический интернационализм в Советском Союзе нужен был для сокрытия противоречий и стирания этнической самобытности этносов. Старые шаблоны у части аксакалов – носителей мудрости и опыта сохранились и в других вопросах: отношение к советской власти и к революционным деятелям, с коммунизму, к КГБ, ко Второй Мировой войне, к тюркскому миру. Назрел пересмотр. 6. Архаика умных мероприятий. Когда «старики» отрываются от молодых, у первых часто возникают застойные явления. Как и элиты вообще, национальную интеллигенцию надо выращивать, что требует опять же разделения ролей среди ответственных лиц, игнорирование приводит к тому, что молодёжь, которая в массе своей у кумыков хорошая, начинает развиваться самостоятельно и образует как бы альтернативное крыло. Этнические мероприятия – это показатель того, как по разному мыслят люди. Перечислю целый ряд банальных нюансов, которые часто встречаются у старшей интеллигенции, организующей мероприятия (приятные исключения – просветительские мероприятия в национальном театре): келейное оповещение, отсутствие рассылки с указанием темы и тем более перечня вопросов, пустота в плане работы с целевой аудиторией, которой можно было бы заполнять помещение, проведение мероприятий в рабочие дни и рабочие часы, явно однородный возрастной состав всех присутствующих или «президиумной» части (преемственность поколений и дорога молодым?), а также советская интерпретация личностей и событий. В общем, отдельно с молодёжью никто не работает, хотя взрослое поколение иногда пытается её эксплуатировать, тогда как молодые пробиваются сами и уходят в самостоятельную активность. Например, в столице России уже не первый год современно и плодотворно работает организация «Кумуклар», давшая хороший пример другим молодёжным инициативам кумыков в Москве и Санкт-Петербурге, активным популяризатором кумыкской литературы в виртуальном и реальном пространстве стал журналист Самадов Багавутдин, отличились оригинальностью мероприятия поэтессы Арслановой (Идрисовой) Нюрьяны. 7. Кумыки в «Паутине». Являясь поборником традиционной печатной формы подачи информации, признаю, современные условия требуют, чтобы важная информация об истории и культуре была отфиксирована как в бумажной, так и в электронной форме. То, что знакомые интеллигенции и уже менее знакомые остальному народу личности Гаджи Бекбулатова, Мухтара Яхьяева, Патимат Данияловой, Барият Саидовой и других людей практически не отражены в сети «Интернет», делает их фиксацию неполноценной. Сказанное касается и других важных сведений. Будем полагать, что вышеуказанные недостатки будут как максимум учтены взрослым поколением кумыкской интеллигенции и как минимум не повторены молодым. Акчурин Ильдар Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |