В марте 2019 года «Анжи-Кала» вместе с общественным центром «Атакумук» совершили краеведческий поход по Кумыкии.
На станции Бойнак
Первым осмотренным нами объектом стала бывшая станция Уллубиево (с 1900 до 1927 года - Бойнак) в одноимённом посёлке. В настоящее время её вокзальный склад и другие старые здания относятся к территории одного из детских лагерей, ещё несколько объектов являются жилыми домами граждан. Стоит отметить хорошее внешнее состояние станционных строений, расположенных в границах оздоровительного лагеря «Ласточка».
Далее мы проследовали в Каранайаул (Новый Бойнак). Историк Камалов К. М. ознакомил группу с экспозицией школьного музея, экспонаты которого имеют возраст от нескольких десятков до нескольких тысяч лет. Как сообщает Камалутдин Магомедович, поселение на месте современного существовало ещё до создания последнего, однако точная дата основания первоначального населённого пункта пока неизвестна. Необходимо добавить, что на территории селения расположено более шести десятков курганов – объектов культурного наследия федерального значения, исследованных в 1950-1960-е гг. учёными Пикулем и Исаковым.
Школьный музей – пространство визуализации
Как и Большой Бойнак, Малый (Новый) Бойнак был переименован в честь борца с царизмом: в первом случае таковым стал Уллубий Бойнакский, а во втором - Гаджи Каранаев. Село известно также как Дазу-юрт - Приграничное ввиду близлежащей границы Тарковского шаухальства с Утамышским султанством.
Следующими объектами здешней части нашего маршрута были дома Тарковских. Как известно, в Уллу Бойнаке находился крымшаухал (вице-шаухал), а при образовании Гиччи Бойнака часть шаухалов оказалась и в нём. В настоящее время из трёх их домов полностью сохранился лишь один. От дома Аббаса уцелел фундамент (на его месте здание колхоза имени Чкалова (на фасаде здания которого сохранилось прежнее написание имени села - Каранай-Аул)). Имеется часть построек его брата Ибрагима; на относительно большой территории Ибрагим бека остались фундаменты прежней архитектуры; во дворе дома данного шаухалида были помимо жилья места и для хозяйственных помещений, и для домашних животных. Там же есть поздняя застройка, при этом тоже старая по возрасту.
Вход во двор бывшего домовладения Ибрагим-бека
Далее нами был осмотрен дом Османа (Осман юрт). Несмотря на то, что сейчас строение принадлежит другим лицам, оно сохранилось и образует историко-культурную ценность. Как и многие каменные дома села, он выполнен в традиционном архитектурном стиле.
Бывшее владение Осман-бека дополнили новыми постройками
В конце мероприятия мы побывали в посёлке Инчхе, известном своими базами отдыха, благодаря которым в сезон отпусков приезжих здесь бывает больше, чем сельчан. Нами был осмотрен ряд станционных строений, в том числе главное здание и пакгауз, при этом некоторые постройки являются частными домовладениями. Создание в конце позапрошлого века подобных вокзалов было оправдано, поскольку станций было значительно меньше, а в советский период более активные связи между союзными республиками, в том числе экономические, предполагали и большую, чем сейчас, загруженность региональных железных дорог.
В следующем году станции Инчхе должно исполниться 120 лет
Выводы по итогам мероприятия:
- ввиду того, что часть старых архитектурных объектов шаухальского дома в Каранайауле была разрушена, органам власти стоило бы обеспечить правовую защиту сохранившихся, включив их в список охраняемых памятников истории и культуры;
- на исторической территории Уллубийаула и в Инчхе ежегодно отдыхает множество людей. Думается, что дореволюционные железнодорожные постройки должны получить правовую охрану, а также стать пунктами в маршрутах посещающих местные достопримечательности туристов.
Благодарим за помощь в проведении мероприятия краеведа Камалутдина Камалова и журналиста Багаутдина Самадова.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK
#тюркскийэтнотуризм
#историякумыкии
|