В сентябре 2018 года общество «Анжи-Кала» совместно с краеведами Агатом Гаджиевым, Атагиши Муртазалиевым (проект «Атакумук») и другими коллегами совершили краеведческий поход по Буглену.
Бугленские артефакты
Вначале мы направились в место под названием Мамав-тогай возле Буглен-озени и бывшего водохранилища, в которое ранее впадала названная река. Предки нашего коллеги Гаджиева Агата десятилетия назад занимались сельскохозяйственным освоением Мамав-тогая, продолжившие же их дело потомки часто обнаруживают тут фундаменты строений и длинные фрагменты кладки, а из земли выходят сосуды и жернова; характер остатков стен позволяет говорить о наличии построек с древних времён. Здесь же наша группа поднялась на вершину склона Джакалы бет, на которой встречаются металлический шлак и подковы (также кое-где земля имеет красный оттенок), говорящие о ранее работавших здесь печах. Несмотря на множество исторических следов, в списках памятников истории и культуры на территории Республики и в книге «Археологическая карта Дагестана» Мамав-тогай не фигурирует.
В этой бугленской поездке приняли участие некоторые из инициаторов увековечивания памяти погибших в 1918 году в битве с преступной армией генерала Бичерахова защитников Северо-Восточного Кавказа. Активистам было рассказано о том, что на территории Йылкы-котана находилась часть турецких войск, пришедших сто лет назад на помощь родственным народам; вещественными следами пребывания турков в Буглене являются гильзы и пули, иногда становящиеся находками местного населения. Мамав-тогай – неизученный археологический объект
Что касается Буглен-озени, то ещё относительно недавно чистую речную воду можно было пить непосредственно из водоёма, однако в результате усиления антропогенного воздействия на территории сёл района сейчас такой возможности нет. Тем не менее, недалеко расположен Аку-булак – целебный источник, выходящий из земли в построенном сельчанами сооружении. Вкусная вода, пригодная как для внутреннего, так и наружного применения, спасает людей от ожирения и других болезней. Стоит заметить, что раньше на подножии склона, где находится Аку-булак, имелась сделанная бугленцами ванна, нагретая родниковая вода наливалась в неё с помещением туда же местных целебных трав, после чего происходило лечебное купание.
Пещера как природный серпентарий
Поднявшись выше, мы осмотрели маленькую пещеру Шайтан-анак. Земля и скалистые стены усыпаны шкурками, сбрасываемыми пресмыкающимися несколько раз в год. К тому же в брачный период в этом месте наблюдается скопление змей; одна появилась из расщелины и во время фотосъёмки. Неподалёку есть узкий лаз ещё одной, уже большой пещеры, обитатели которой неизвестны, по преданию, раньше туда можно было попасть через большой вход. Возле этой пещеры в потемневшем отвесном скальном склоне песчаника встречаются кусочки глины и металла, кроме того, среди скал можно найти камни со следами спрессованных тысячи лет назад насекомых. Интересно также, что раньше от берега реки шла дорога вверх мимо источника и вышеуказанных пещер, по которой передвигались пешие и всадники.
Рельс Ал-Клыча стал туристическим объектом
Следующий объект изучения – одна из бугленских гор под названием Калаташ. Множеству людей она знакома благодаря рельсу, скрученным перед расстрелом бугленским феноменом Ал-Клычем сыном Хасая. На этой же горе располагался дворец местного князя Хайдар-бека (Гайдарбек-бия) и дом его брата Умаша. Как утверждает наш коллега Муртазалиев Атагиши, после нападения Тамерлана на населённый пункт Къызыл-Яр (Кизил-Яр) небольшая группа спасшихся представителей тюркского рода Кызыл поселилась в Казаныше среди потомков другого тюркского рода Казан, а позднее возрождённый приехавшим из Казаныша Хайдар-беком Кызыл-Яр получил название Буглена. Несмотря на то, что ещё в прошлом веке на горе виднелся фундамент и можно было найти посуду, а также медные стрелы, сейчас следов построек и предметов не имеется, осталась лишь сделанное в песчаной горе углубление для кормления дворцовых собак. Дали знать о себе и издержки советского периода, когда остатки строений здешней знати использовались для построек жилых домов других сельчан, а множество надгробий старого кладбища были использованы для строительства социальных объектов (это произошло в 1934 году).