В июле 2018 года общество «Анжи-Кала», краеведы Атагиши Муртазалиев (проект «Атакумук») и Агат Гаджиев произвели краеведческий поход в Буйнакский и Кумторкалинский районы. Объектом были выбраны сёла Ишарты, Каранай и Ахатлы.
Лесной источник избавляет от телесных ран
В первую очередь участники поездки направились в Нижнее и Верхнее Ишарты. Официально считается, что поселение здесь появилось в XVIII веке, однако археологический материал охватывает гораздо более ранний период. В ходе поездок по кумыкскому селению Ишарты мы осмотрели старые кварталы и дома села, кладбище, а также местные курганы (один из них взят под государственную охрану) и Сынлы-бет (Ишартинский могильник).
Отдельное внимание нами было уделено природе, посреди которой живут ишартинцы. Помимо источников Ата-булака, Инче-булака и Пётр-булака нам удалось посетить и находящийся посреди леса в окружении полезных плодов целебный родник, обтирание водой которого позволяет избавиться от разного рода болячек. Несмотря на то, что после установления механизма очистки лесной воды она несколько изменила свой цвет и уменьшился её напор, целебные свойства не были утрачены, в целом остались специфический запах и цвет. Кроме того, вода является питьём периодически пасущихся в лесу буйволов и коров, разведение которых в обоих Ишарты позволяет работать отдельным представителям сельского хозяйства. Интересно, что эти места привлекают и охотников, а в тенистых лесах обитают волки, медведи, кабаны и в небольшом количестве олени. Надо заметить, ввиду климатических особенностей, здесь, в отличие от некоторых сёл района, нет ядовитых змей.
Ишартинский источник начали изучать с 1860- гг.
Чирик-булак – знаменитый в районе и за его пределами ишартинский родник. Некоторые употребляют его воду в питьё, леча почки или кишечник, другие применяют наружно, быстро избавляясь от болезненных проявлений на теле. Ишартинская минеральная вода изобилует серой. Известны случаи, когда жидкость из этого холодного родника и ставила на ноги безнадёжно больного почечника, и позволяла избежать оперативного вмешательства у человека с таким же недугом. Говоря об ишартинских минеральных источниках нужно добавить, что уже с 1860 по 1865 гг. ими лечилось около тысячи человек.
Интересно, что в позапрошлом столетии в течение определённого времени в Верхнем Ишарты проживал имам Шамиль со своим окружением. Воду они брали как раз из Чирик-булака. Что же касается царской армии, то могилы русских солдат здесь остались ещё со времён пребывания Апшеронского полка на одной из окружённых каменистыми склонами возвышенностей.
Стоит сказать, что в период нашего нахождения на территории Ишарты участницы поездки осуществили в рамках своей просветительской работы показ кумыкской национальной одежды под видеозапись.
Сулакский каньон – самый глубокий в Европе
В Нижнем и Верхнем Каранае мы осмотрели кладбище, а также побывали на возвышенности Чапчах, где находится тюркский могильник хазарского периода. Также группа посетила естественную смотровую площадку Сулакского каньона, одной из главных природных красот Республики и Северного Кавказа, с его необычной по цвету водой.
Следующим пунктом поездки было селение Ахатлы, некоторое время назад перешедшее из состава Буйнакского района в состав Кумторкалинского. Ранее, после землетрясения 1970 года, Ахатлы перестало быть селом, а жители были переселены в Учкент. Тем не менее, отдельные семьи в Ахатлы сейчас проживают. Некоторое время здесь добывали камень, однако более Ахатлы известно своей живительной водой. На окраине поселения расположены исторические объекты: кладбища, фундаменты строений, развалины храма и столетний Екатерининский мост шириной примерно с легковой автомобиль. Подступы к данному мосту укреплены каменной кладкой, а внизу на глубине нескольких десятков метров протекает местная река. Ранее здесь существовал и пешеходный мост, однако в последние годы он разрушился. Относительно храма можно заметить, что в народе о нём говорят как о мечети, однако наличие на четырёх стенах четырёх равносторонних крестов оставляет вопросы.
Мост не пострадал от землетрясения 1970 года
К сожалению, как и в Каранае, в Ахатлы ныне проживает далеко не только старожильческое население. Миграция здешних жителей из сёл в города и жителей из других районов в указанные сёла приводит к тому, что часть каранайцев и ахатлинцев постепенно лишаются своей малой родины. Видимо, удержание тут местного населения невозможно осуществить без совместной работы сельских властей, общин и представителей последних, реализовавших себя в бизнесе.
История Ахатлы пока ещё недоступна для широких масс
Выводы по итогам мероприятия:
- в позапрошлом году Минтуризма Республики Дагестан разрабатывало вместе «Шангереев Тур» маршрут «Дорога предков», в котором одним из пунктов значилось Ишарты. Были ли указаны в нём лечебные источники, нам неизвестно, однако, они, полагаем, должны быть в туристических маршрутах района и республики;
- в настоящее время есть книги, изданные о сёлах Ишарты и Каранае. Эти издания потенциально могут иметь нарекания со стороны историков, однако сам факт подобной фиксации истории сёл является положительным. В то же время ничего не известно о наличии книги об Ахатлы, почти отсутствует информация о нём в Интернете, где сведения о досоветском прошлом ограничиваются боем сподвижников Шамиля, что нашло отражение в картине художника Гагарина; всё это исключает историю села из значительной части информационного пространства. Полагаем, что история Ахатлы – хорошая тема для краеведческих и научных работ исследователей Буйнакского района;
- полуразрушенный храм и мост в Ахатлы отсутствуют в перечнях охраняемых объектов истории и культуры. Думаем, что вышеуказанные объекты заслуживают рассмотрения на предмет получения государственной охраны.
Данная поездка оказалась возможна благодаря помощи жителя Ишарты Ибаева Казима.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Видео о поездке в Ишкарты
#тюркскийэтнотуризм
#историякумыкии
|