14:44
Десятилетие «Анжи-Калы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

В начале августа 2009 г. группа городских кумыкских интеллигентов решила объединить свои усилия в деле просвещения соплеменников через краеведение. Что им удалось за это время? Насколько востребован их продукт? Какую роль они играют в кумыкском обществе?
В народе очень часто бывает видна необходимость тиражирования того, что уже открыто, однако не донесено до широких масс ввиду недостатка научно-популярной публицистики, а в большинстве случаев – из-за неполноценного продвижения исторической информации среди земляков. Для понимания этого необходимо знать разницу между исследователями (учёными) и публицистами (популяризаторами). Первые занимаются наукой, им свойственна глубина изучения, нерегулярность и, как правило, сравнительная редкость интеллектуального продукта. Вторые делают упор на самое основное, их статьи и другие материалы регулярны и часты. Жизнь показывает, что соединять полноценно обе роли одни и тем же людям сложно и даже вредно, должно быть гласное или негласное разделение труда, где, говоря образно, одни добывают, а другие распространяют. Именно последнее мы посчитали более важным для своего этноса в ближайшей перспективе - популяризаторская работа оказалось посильной умственному и организационному потенциалу краеведческого общества «Анжи-Кала» и стала основной в деятельности нашей общественной организации.
Устав «Анжи-Калы» гласит, что данная организация нужна для культурного и исторического просвещения кумыков. Деятельность объединения по факту сочетает в себе как популяризацию, так и исследовательские наработки. По разным направлениям деятельности до соплеменников доносится информация о прошлом, так необходимая для восстановления исторической памяти и понимания современных процессов в Республике.

1.           Статьи. Их опубликовано множество десятков и затрагивают они исторические, философские, общественно-политические и другие вопросы. Статьи выходят в разных печатных и электронных изданиях, аудитория насчитывает от нескольких сотен до десятков тысяч читателей. В последнее время большинство из них размещается на сайте «Атакумук».
2.           Репортажи о краеведческих походах. Походы позволяют вести когнитивную и гносеологическую работу, знакомясь с материальной культурой и собирая полевой материал.  Кроме этого, в ходе таких  мероприятий фиксируется состояние исторических памятников, налаживаются контакты с коллегами. Наконец, информация об исторических и природных достопримечательностях разных сёл после поездок доносится до аудитории в простой и наглядной форме. Одно дело читать о подвигах предков и слышать о природных красотах, а другое видеть и знать о том, что интересного есть на родной земле за пределами твоего района или города, тем более что некоторые сведения несут в себе явную новизну. За последние годы в разных изданиях вышло не менее полусотни наших репортажей, один  материал имеет в среднем несколько сот просмотров, однако мы надеемся на рост читательской аудитории. В настоящее время краеведческие репортажи размещаются на «Атакумуке».
3.           Книги. Это реализация наработок внутренних и внешних авторов. Пока тираж каждой книги не превышает нескольких сотен экземпляров, однако «Битвы наших отцов», «Ахмедхан Дженгутаевский – забытый герой Кавказа», Кумыкская спортивная энциклопедия и другие работы вобрали в себя массу интересного и нового материала. Приблизительная периодичность выхода книг – раз в несколько месяцев. Большой интерес у читающей публики вызвала и неоднократно издававшаяся нами карта Шаухальства Тарковского по состоянию на XV-XVI вв.
4.           Встречи с читателями. Такие встречи дают живое общение с аудиторией, позволяют получать обратную связь на местах. Примерно раз в два месяца проводятся выступления по темам кумыкского прошлого. Было также организовано несколько игровых диспутов, однако эта форма просвещения масс и в то же время проверки компетентности общественников пока остаётся очень недооценённой.
5.           Когда работаешь постоянно, помимо знаний и опыта набираются и интересные ситуации.

1). Работа объединения делается так, чтобы на регулярной основе снабжать читающую аудиторию информацию о нашей Родине, общий график организации спланирован таким образом, что мы проводим в среднем более одного мероприятия в неделю, заслушивая доклады, утверждая статьи, выступая перед читателями, отправляясь в поездки. Дабы равномерно распределять имеющиеся у нас временные и прочие ресурсы и качественно готовиться, поездки осуществляются раз в месяц, а не скученно. В зимние месяцы с учётом короткого светового дня, температуры воздуха и состояния дорог такие мероприятия проводятся  в городе или возле него, где тоже много интересного, в остальное время года маршруты бывают больше и насыщеннее. Не занимающиеся постоянно организационной работой общественники в пригородах  Анжи-Калы иногда заявляли нам «В неподходящее время приехали», намекая на актуальность приезда летом или весной. Шутка заключается в том, что в тёплое время года мы бы вообще вряд ли туда приехали, отдавая предпочтение более масштабным и дальним маршрутам.
2). Не позиционируя себя как учёные-исследователи, столкнулись с тем, что иногда от нас ждали глубокого изучения там, куда приезжали, чтобы лишь показать остальным кумыкам достопримечательности отдельно взятого села или района.
3). В других случаях подобные ситуации также не раз возникали из-за недопонимания нашей роли (популяризаторов) в кумыкском движении. Наука, журналистика, экология, юриспруденция, политика – в какие только сферы нас не звали соплеменники.
4). В некоторых местах нам дали понять, что хотели бы услышать выступления о своих населённых пунктах. С одной стороны это было странно слышать, зная о наличии местных историков и краеведов. Не дискредитирует ли это тамошних знатоков? Не выглядит ли это неэтично по отношению к самим сельчанам – источникам полевого материала рассказ об их селе приезжего человека? С другой стороны, возникал вопрос о том, можем ли мы, неместные краеведы, рассказывать что-либо местным жителям, знающим у себя каждый кустик.
5). Последним летом в одном из кумыкских районов произошёл вопиющий случай. Лидер-слизень некоей картонной НКО, работающий на коротком поводке у одной из правоохранительных структур, по команде хозяев примчался из Махачкалы, чтобы сорвать диспут по теме Второй Мировой. Оболванив местных партийцев, с которыми и планировалось провести мероприятие, он спровоцировал антипатию к краеведческому обществу и гонения на лидера районной ячейки – нашего делового партнёра. В результате встреча с читателями в форме диспута так и не состоялась, а марионеточный бунтарь убежал в столицу кушать гонорарные гранты.

В спорте говорят, что постоянство – признак класса. Воплощая в жизнь более полусотни (вместе с внутренними собраниями) мероприятий в году, каждое из которых проходит цикл подготовка – проведение - анализ, «Анжи-Кала» на выходе даёт более трёх десятков продуктов для читателей – репортажей, статей, книг, выступлений. Две трети работы освещается и выкладывается в «Интернете» (потенциальная целевая аудитория – пользователи социальных сетей «Одноклассники» и «В контакте»). Плодотворность и последовательность деятельности на протяжении ряда лет основана на трезвой оценке собственных сил и умении их рассчитывать. При этом нам важнее получение наших продуктов читателями, а не собственная слава, тем более что известность организации или её активистов частенько заканчивается попытками завлечь нас в чужие проекты и поэксплуатировать, где, как оказывается, наше время не все ценят – это следствие нехватки в среде общественников Республики деловой культуры. В связи с этим хочется заявить коллегам, что работа объединения «Анжи-Кала» делается в свободное от основной работы время на неоплачиваемой основе, под неё выстраивается личный график активистов. Не столько участвуя в других мероприятиях, сколько проводя свои, мы можем предложить четыре варианта взаимодействия в краеведческой работе.

 

1). Издание запланированных нами книг при поддержке меценатов.
2). Реализация изданных нами книг на проводимых коллегами кумыкских мероприятиях.
3). Адаптация некоторых краеведческих поездок к предложенным партнёрами темам. До начала каждой осени можно отправлять нам предложения по интересным местам и маршрутам Кумыкии, они могут попасть в план поездок на следующий год.
4). Осуществление проекта «Жанлы сёз» - встреч с кумыкскими читателями. От принимающей стороны обычно требуются аудитория и ведущий.

Итак, краеведческое общество «Анжи-Кала» заняло своё место в одной из ниш кумыкского движения – популяризаторской. Эта ниша не фундаментальна, однако важна, поскольку является элементом единой конструкции исследования и распространения информации о прошлом, функционирующей на профессиональном уровне в первую очередь стараниями  учёных, краеведов и журналистов.

Аджиев Озден
Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала» от 24.08.2019 г.

Категория: Аналитика | Просмотров: 1224 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: Десятилетие «Анжи-Калы» | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar