17:00
ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА

Кизилюртовский район (и город Кизилюрт) стали объектом посещения со стороны организаций «Анжи-Калы» и «Уллу Казаныш» в сентябре 2017 года. Следы булгар и хазар тут можно увидеть по сей день, также местность интересна своими религиозными объектами.


Гельбах – Верхний Чир-Юрт

Вначале нами были осмотрены объекты селения Гельбах. Так, увидев, строящуюся новую мечеть села Гельбаха, мы узнали, что она имеет высоту в несколько десятков метров; деньги на постройку собраны самими сельчанами. После осмотра мы были приглашены главой села на обед, однако ввиду объёмности маршрута и необходимости экономить время поездки, вынужденно отказались. Далее группа проследовала на сельское кладбище, состоящее их двух частей; кроме того, на кладбище можно заметить участки с захоронениями представителей отдельных родов, бросается в глаза также большое количество тюркских фамилий у гельбахцев. Здесь же на склоне горы стоит зиярат шейха Мухаммада. Считается, что в своё время он был самым просвещённым и мудрым человеком в селе, братья его жили в Халимбек-Ауле и Бавтогае. Отреставрированный некоторое время назад объект внешне схож с зияратом Султан-Ахмеда в Турции. В реставрации зиярата Мухаммада принимала участие общественность Гельбаха, отдельно можно сказать о гельбахцах Алистановых и Даци Агаеве, которые оказали помощь в облагораживании территории кладбища, религиозных объектов, не обошлось без их участия и издание важной книги Б. Аджаматова под названием «Гельбах».


К зиярату приезжают люди со всей Республики
Недалеко на подножии горы находится другой зиярат, похороненных здесь девушек местные нарекли именем, в переводе на русский означающим «райские птицы». Обстоятельства смерти героинь хранит легенда, содержание которой можно узнать в самом зиярате. Некоторое время объект находился в относительном захламлении, однако благодаря усилиям старейшины села Г. Гичиева и его зятя был отреставрирован. Упомянутый старожил села Гичи Амаевич Гичиев - ребенок войны, ветеран труда, отдавший 31 год службе в армии и несколько лет работе на разных ответственных должностях, а затем вернувшийся к работе в школе и преподававший в ней историю и другие предметы. Видимо, ознакомление с учебной литературой по истории и подвигло Гичи Амаевича на инициирование в 2012 году создания книги об истории Гельбаха. Последняя была написана историком Аджаматовым Б. А., один из предков которого родился в Чир-Юрте. Наставнику молодёжи и активному общественному деятелю Гичиеву Г. А., помимо родного языка свободно говорящего на кумукском и русском, в этом году, Аллагь буюрса, должно исполниться 85 лет. Людей такого возраста в Гельбахе сейчас двое.


Описанные события на Сангаре схожи с историей Углан-беги

Следующим местом посещения в Гельбахе стал археологический объект Верхнечирюртовское городище. В данном случае уместно будет привести слова самого историка Гичиева Г.: «По совершенно непонятным причинам о городе Гельбахе и вообще о местности Чир-Юрте в школьных книгах по истории Республики почти не пишут, это касается также книг Расула Магомедова и Булача Гаджиева. Это при том, отсюда вышло немало известных людей, Чир-Юрт запечатлён и в исторических документах. Достаточно сказать, что в период пленения Шамиля последний пробыл здесь три дня, а до этого по воспоминания М. Карахи, наше село трижды становилось местом столкновения и нападения мюридов и царских войск. Есть легенда, что одним из здешних сражений Шамиль наблюдал с возвышенности, находясь за кладбищем. Отдельного упоминания заслуживает более давний период истории – сельчане часто находили на месте Беленджера предметы материальной культуры, а в советский период власти строили казённые объекты из камней городища, что конечно, было плохо. В беседе со мной известный археолог Мурад Магомедов признавался, что если история Чиркея может насчитывать тысячу лет, то в случае с Гельбахом этот возраст можно умножить на три. На старом кладбище обнаруживаются три-четыре слоя захоронений, причём иногда можно встретить как мусульманские, так христианские и иудейские. Считаю Чир-Юрт в общем и село Гельбах в частности недостаточно освещёнными в местной литературе».
В настоящее время можно наблюдать только ту часть городища, которая осталось на суше (другая, возможно, более уцелевшая часть, находится на дне Чирюртовского водохранилища). Как и современный Гельбах, старый находился на низменности у Сулака и гор. К сожалению, целых строений на городище не сохранилось. Городская стена в основном сохранилась, вдоль неё кем-то недавно было вырыто углубление. Возле стены встречаются камни старых построек, за ней стеной расположено более сотни разорённых курганов, среди них в настоящее время стоят вышки нескольких линий ТЭЦ. Один из раскопанных курганов мы внимательно осмотрели, его окружала сгоревшая трава, а поднявшись на гору, мы не только обозрели вышки, Курганное поле, городскую стену и реку, а ещё и ориентировочно определили места, где располагались караульные пункты живших тут когда-то булгар и хазар.


Чир

Далее группа последовала в Бавтогай (являющийся посёлком на территории Кизил-Юрта), где увековечена память военного и политического деятеля Солтан-Махмута Тарковского. В 2000-х гг. усилиями таркинцев тут появился зиярат и информация о жизни и деятельности шаухала. Ниже зиярата течёт горячий природный источник Исси Сув.
В конце поездки был осмотрен и пир шейха Мусы возле Старого Миятлы. Зиярат и мечеть здесь находятся рядом друг с другом. Любопытно, что сама могила Мусы шейха достигает семи метров в длину, во дворе находятся ещё две могилы, относящиеся к позапрошлому веку.



Блокаду исторической памяти о Солтанмахмуде пробивала группа учёных

Выводы по итогам мероприятия:
- не являясь религиозной организацией и не агитируя, мы констатируем популярность на территории Кизилюртовского района очагов религиозного туризма;
- Верхний Чир-Юрт показывает хороший пример того, как имеющее высокий процент горского населения село может быть органичной частью Кумыкии. - В начале 1990-х гг., запомнившихся активными межнациональными спорами, именно чирюртовцы вернули населённому пункту более древнее тюркское наименование Гельбах. Именно местные жители добились потом возвращению селу его богатого прошлого, уходящими корнями во времена гуннов, булгар и хазар – тюркских предков современных кумуков, оказав содействие в появлении издательского проекта «Гельбах». И нисколько не пытаясь скрывать свои корни и смешанное происхождение, множество сельчан охотно называют именами своих тюркских предков новые поколения гельбахцев.
Выражаем благодарность за участие и помощь в организации мероприятия общественного деятеля Гичи Гичиева, учёного Багаутдина Аджаматова, журналиста Алибека Салаватова, а также инспектора Магомеда Татарханова.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект©ATAKUMUK2018

#ИсторияКумыкии #тюркскийэтнотуризм  #АнжиКала 
#ATAKUMUK

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 920 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА ATA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar