В январе 2019 года общество «Анжи-Кала» совершило краеведческий поход по территории одной из исторических частей города - бывшего посёлка Малый Анжи, основанного 125 лет назад.
Дом на Комарова, не испорченный пристройками
История микрорайона. Притарковская равнина, где находится и рассматриваемая часть столицы, никогда не была пустой. Несмотря на отсутствие или небольшое наличие культурного слоя в некоторых частях, современная столица Республики Дагестан возникла на развалинах хазарской столицы Семендера, крепостные стены которой сохранялись ещё в XVIII веке и остатки строений которого были материалом для создания Порт-Петровска в середине XIX века, а также Махач-Калы шестьдесят пять лет спустя. Предшественником Петровского укрепления был средневековый город Анжи-Кала, а на разном удалении от тарковских посёлков находились основанные кумыкским населением другие населённые пункты: Амирханкент, Канабур, Мутай, Оттерменаул, Уйташ, Герменчик, Тарнаир, Чалпар и другие. Среди кумыкской топонимики встречаются и наименования более старых поселений Гент-ал и Юрт-орун. Что касается Гиччи Анжи, то нижняя часть этой территории именовалась кумыками как Гюнделен хум, верхняя являлась частью покосного участка Чалпар с расположенными на нём «холмами» Чалпар-тёбе и родником Чалпар-булакъ. Из археологических объектов города в Арт (Гиччи) Анжи имеются три памятника истории и культуры федерального значения: курганы Чампар (Чалпар-тёбе), курган №5 (по утверждению археолога Магомедова Р. Г. - подвергся разрушению) и могильник Махачкала 1 (фактически находится под землёй). Рядом с микрорайоном располагается крупнейшее воинское кладбище столицы — Старое Русское, где похоронены бойцы Красной Армии, раненые во время Второй Мировой войны и умершие в госпиталях города, а также другие граждане. О проведении на кладбище траурных мероприятий в дни 22 июня или 9 мая нам ничего не известно.
Сам пригород Петровск-Порта (или Уллу Анжи) возник через полвека после создания Петровского укрепления как посёлок рабочих возле мастерских железнодорожного транспорта и получил название Петровск-Кавказского. Как известно, первыми улицами Большого (Уллу) Анжи были Купеческая, Садовая, Соборная и Инженерная. В Малом (Гиччи) Анжи, начинавшемся только с двух рядов жилых строений, первыми улицами затем стали 2-ая Приморская (сейчас Мирзабекова), Энгельса (сейчас Камалова), Привокзальная (сейчас Комарова), Чайковского, Хмельницкого и Громова. Таким образом, первоначальный Гиччи (или Арт) Анжи - это посёлок станции Петровск-Кавказский (территория в длину - в рамках указанных выше нескольких первых улиц и в ширину - от железнодорожных путей до дороги современной улицы Мирзабекова). В районе нынешней улицы Гоголева (Южной) позднее появился Собачий хутор. В настоящее время границы Гиччи Анжи помимо железной дороги это: с севера – начало улицы Каммаева, с юга – небольшая часть улиц Гаджиева и Мирзабекова и северная часть горы Анжи-Арки, с запада - улица Керимова и улица Невского до посёлка Эльтава. Посёлок слился с городом несколько десятилетий назад.
В школу ходили дети железнодорожников
Здешнее старожильческое население в первые десятилетия существования населённого пункта составляли в русские, что отразилось на местной архитектуре, представленной в том числе множеством характерных старых домов; численность жителей не превышала пары тысяч человек. Пролетарский характер первоначального населения привёл к тому, что в начале прошлого века посёлок стал одним из революционных центров региона. В то же время, именно здесь родился БорисСтепанович Брюно де ля Форж – певец, юрист и общественный деятель Народно-трудового союза – одной многочисленных русских эмигрантских организаций. С 1930-х гг. наблюдается оседание в посёлке параульских кумыков, которые наряду с русскоязычным населением и составляют этнографическую основу микрорайона. Параульцами были построены местные мечети. В 1990-х гг. в Гиччи Анжи стал повторяться хасавюртовский сценарий – некоторая часть приезжающего населения стала заниматься отъёмом жилой недвижимости у местного славянского. Кумыкам нередко приходилось оказывать помощь русским соседям, однако факты посягательств и ксенофобии всё ещё остаются неизвестными для широкой общественности.
Проанализировав по состоянию на данный момент национальную принадлежность первых лиц основных органов местной власти Кировского района, а также руководителей местных суда, прокуратуры, районных подразделений полиции, следственного комитета и налоговой службы, мы не обнаружили среди них кумыков или русских. Интересно и то, что из шести предыдущих руководителей самой столицы Республики лишь один градоначальник родился в ней. Более наглядно игнорирование принадлежности к малой родине проявилось несколько лет назад при создании городской мэрией молодёжных структур при администрации и превращении их в проходной двор для недавно приехавших из самых разных уголков РД людей.
Краеведческое мероприятие. Январский поход «Анжи-Калы» начался с реки Тарнаирки, некогда отличавшейся обилием рыбы, а сейчас сильно загрязнённой канализационными стоками. Первыми же старыми зданиями, осмотренными группой, стали построенные в разное время многоквартирные дома на улице Караева. Следующий по плану нашего мероприятия объект - построенный около 115 лет назад Свято-Успенский кафедральный собор на улице Громова, в настоящее время находящийся под охраной государства в качестве памятника истории и культуры республиканского значения. Пройдя от него вниз, в т. ч. по бетонному мосту (установленному в 2000-е гг. вместо деревянного) мы продолжили маршрут по улице Комарова (предыдущее название - Амет-Хана Султана), где помимо маленьких одноэтажных зданий в районе дома 14 нами был снят отличающийся своим декором двухэтажный дом 18, внешне неплохо сохранившийся между современных построек. На этой же улице мы ознакомились с первым зданием 52-й городской школы (в настоящее время здесь расположено обувное предприятие). На указанном строении 1902 года имеется мемориальная доска в честь первого директора и учителя музыки Николая Ивановича Ротенко. Рядом расположено здание с замысловатым оформлением, объект явно построен до 1920-х гг. В течение некоторого времени в недавнем прошлом улица Комарова имела не очень хорошую славу виду множества подростковых и молодёжных разборок. В 2017 году тут произошла одна из самых странных подростковых трагедий города за последнее время – обстоятельства смерти каспийской школьницы Алины Гусейновой всё ещё остаются неизвестными. Однако в целом на улице царят спокойная атмосфера и чистота.
Водонапорная башня - спутник старых вокзалов
Ближе к железной дороге перед станцией Махачкала-1 было осмотрено здание «РЖД» 1952 года постройки и главное здание вокзала, а также старые железнодорожные здания по правую сторону улицы Хмельницкого, в том числе здание бывшей детской поликлиники. По левую сторону названной улицы в локомотивном депо группа познакомилась с водонапорной башней, железнодорожным складом, самим депо и рядом других исторических построек. Любопытно, что в 1946 году по итогам комплексного соревнования станция, с конца двадцатых годов уже носившая название Махачкала 1-Сортировочная, получила на вечное хранение переходящее Красное знамя Народного комиссариата и Министерства путей сообщения.
Пакгауз на Хмельницкого
Вернувшись на Громова, мы переместились на улицу Мирзабекова, где зафиксировали деревянные многоквартирные дома 1935 года постройки. Несмотря на отсутствие художественной ценности, они остаются уникальными для города, в настоящее время таких двухэтажных строений четыре, ещё один дом сгорел в первой половине 2000-х гг. В верхней части улицы имени Громова группа поднялась по старой лестнице и ознакомилась затем со зданиями на улице Поповича. Большинство из них являются двухэтажными многоквартирными домами, внешнее оформление которых в лучшую сторону отличается от имеющегося у современного многоквартирного жилья.
Оставшаяся часть маршрута была посвящена в основном домам 1950-х гг. на улицах Строительной и Гаджиева (около ста лет назад она называлась Шуринским трактом), а также школе-лицею №51 постройки 1934 года на улице Островского, бывшей госпиталем в период Второй Мировой войны. В послевоенные годы обучение в национальных классах учебного заведения велось преимущественно на кумыкском языке.
Склон Анжи-Арки: дом на Поповича
Выводы по итогам мероприятия:
- в Гиччи Анжи существует немало старых построек, часть из которых явно заслуживает государственной охраны, например, архитектурные объекты на улице Комарова;
- в Анжи-Калу приезжает, особенно летом, много туристов, в основном русскоязычных. При этом в качестве достопримечательностей для гостей столицы микрорайон Малый Анжи (Махачкала Первая), имеющий положительные отзывы остальных горожан, нигде не фигурирует. Полагаем, что обилие русских сельских домов, здания на улице Комарова и железнодорожная архаика будут интересны гостям, а микрорайон должен быть в туристических маршрутах.
Благодарим блогеров сайта интернет-дневников «Живой журнал» Магомеда Тролля, Виталия Громова, А. Малявина и Пилота НЛО за написание постов о городской архитектуре, которые в числе ряда источников были использованы нами при подготовке мероприятия.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
|