23:00 ИМАМ КАВКАЗА ШЕЙХ МАНСУР АЛДЫНСКИЙ | |
Багаутдин Аджаматов является писателем-историком, членом Союза писателей и Союза журналистов России, лауреатом-победителем республиканского и Всероссийского литературного конкурсов. Является автором и составителем 27 книг, большинство которых посвящены истории Дагестана и Северного Кавказа. Многие его труды стали популярными далеко за пределами родного края. Среди написанных им книг можно назвать такие книги, как: «Прекрасные имена Аллаха. Тайные ключи суфиев», «Мусульманские имена и их значения», «Ислам и наука», сборник «Изречений пророка Мухаммада (мир ему)», «Шамхалы Тарковские. Султан-Мут», «История первой Кавказской войны. Шейх Султан-Мут», «Святыни Дагестана», «История Кавказа и селения Эндирей. Башир-шейх аль Яхсави», «Нух-хаджи из Эндирея», «Имам Ташав-хаджи», «Хазарский каганат», «Герой Польской Республики Ильмутдин Шугаибов», «Герой Советского Союза Мамат Аджимуратов» и другие. Представляем читателям интервью-беседу Атагиши Муртазалиева с Багаутдином Аджаматовым:
- Атагиши Муртазалиев, Многие ваши труды посвящены выдающимся политическим и религиозным деятелям, лидерам национально-освободительных движений народов Северного Кавказа. Назовите, пожалуйста, имена тех, чья героическая деятельность, по вашему мнению, недостаточно освещены в исторической литературе. - Багаутдин Аджаматов, Нашим историкам-исследователям еще предстоит большая работа по раскрытию многих белых пятен в истории, освещению жизни и деятельности многих славных сынов родины. Среди тех, чьи имена недостаточно освещены в официальной исторической литературе можно назвать великого полководца и государственного деятеля шейха Султан-Мута Тарковского, имама Северного Кавказа – шейха Мансура, имама Гази-Мухаммада Гимринского, Гебек-шейха Эндирейского, Султан-Махмуда Утамышского, Умалат-бека Буйнакского, Шангирея Муслимаульского, и других. Их имена должны знать ныне живущие, на их примерах должны воспитываться грядущие поколения. Каждый из них заслуживает того, чтобы их имена были увековечены, чтобы величественный монумент в их честь стоял в столице нашей республики. - Атагиши Муртазалиев, Как вы оцениваете роль шейха Мансура в народно-освободительном движении? - Багаутдин Аджаматов, Он является одним из выдающихся деятелей в истории Северного Кавказа. Шейх Мансур, поднявший восстание в 1785 году из чеченского селения Алды, смог объединить вокруг своего знамени все горские народы Северного Кавказа от Дагестана до Закубанских черкесов. Это был мужественный и талантливый предводитель, прекрасный оратор и проповедник, посвятивший свою жизнь без остатка борьбе за свободу народов Северного Кавказа и распространению света истины-света ислама. - Атагиши Муртазалиев, В исторической литературе имеются различные версии о происхождении шейха Мансура. Каково ваше мнение по данному вопросу? - Багаутдин Аджаматов, Несмотря на все имеющиеся версии о происхождении шейха Мансура, российские архивные источники не оставляют никакого сомнения в том, что он по происхождению является чеченцем. О том, что шейх Мансур является чеченцем, свидетельствуют также, в числе других, и документы из Кизлярского комендатского архива. - Атагиши Муртазалиев, Каково мнение известных в истории Дагестана личностей о шейхе Мансуре? - Багаутдин Аджаматов, В отрывке одного из стихотворений, обнаруженного в старых книгах известным историком Дагестана Гасан Эфенди Алкадари, есть такие слова: «Пришел, мусульмане, к нам свет этим летом. Не стройте иллюзий о мире вы этом. Ведь тысячу сто девяносто девятом Имамом открыто явился Мансур. Пришел к правоверным здесь всем он на радость. Его отвергающим будет он в тягость. Гасан Эфенди Алкадари подчеркивает, что «Мансур, будучи человеком весьма выдающейся учености и благочестия, приобрел широкое влияние в Чечне и большое достижение и известность среди народов Дагестана, как это обнаружилось». Интересным для читателя будет также мнение имама Шамиля о шейхе Мансуре, который в беседе с А.Руновским говорил, что сам он шейха не видел, так как родился более десяти лет спустя после смерти шейха, и о нем знает лишь от людей, видевших его. По словам Шамиля: «Шейх Мансур… владел необыкновенным даром слова, который, при его мужественной, увлекательной наружности, имел неотразимое влияние на горцев». - Атагиши Муртазалиев, Вы посвятили шейху Мансуру целую главу в своей книге «Святыни Дагестана», написали о нем как о выдающейся исторической личности и в ряде других книг. О каком из эпизодов повествования о шейхе Мансуре, вам хотелось бы поведать читателю? - Багаутдин Аджаматов, В период окончания первых волнений в Чечне, произведенных шейхом Мансуром, старшины обществ, изъявивших покорность России, были вызваны, как гласит предание, ко двору: императрица, между прочим, спросила их, не знают ли они, кто такой шейх Мансур? Депутаты отвечали утвердительно и описали своего бывшего предводителя в самых черных красках, и при этом как человека ничтожного. Только один из них, житель селения Брагуны, по имени Кучук при разговоре все время молчал. Императрица, заметив это, спросила его, почему он все время молчит. Кучук ответил, что при старших в присутствии великих людей он считает своей обязанностью молчать, но если государыне угодно, то он будет говорить, и при этом спросил, как прикажет говорить императрица: правду или красивые слова. Получив приказание говорить только правду, Кучук рассказал о шейхе Мансуре совершенно противное тому, что говорили другие депутаты. Он характеризовал Мансура, как человека одаренного от природы всевозможными достоинствами, моральными и физическими, в числе которых заслуживал особенного внимания, как ему казалось, рост шейха Мансура: «Он был так высок, что в толпе стоящих людей казался сидящим верхом на лошади». Дальнейший рассказ императрица дослушала стоя. На вопрос, почему она это сделала, государыня ответила, что слыша о человеке, в котором заключается так много великих достоинств, она должна думать, что Бог недаром полюбил его и что обстоятельства эти служат, по ее мнению, верным признаком существования в таком человеке множества качеств душевных и умственных; потому-то она и встала, чтобы этим самым выразить уважение к столь достойному человеку, «любимцу Бога». - Атагиши Муртазалиев, В каком году шейх Мансур начал свою проповедническую и политическую деятельность? - Багаутдин Аджаматов, Началом проповеднической деятельности шейха Мансура можно назвать 1783 год, когда он получил звание шейха. Но, еще задолго до этого он начал готовить себя к деятельности проповедника. Имеется русский перевод письма самого Мансура к населению, в котором он призывает мусульман к соблюдению Сунны пророка Мухаммада (мир ему). Политическая деятельность шейха Мансура началась не позднее 1785 года. Именно тогда на его проповеди начинают стекаться люди не только со всей Чечни, но и из Кабарды и Дагестана. В его проповедях уже открыто звучит призыв к вооруженной борьбе против неверных. - Атагиши Муртазалиев, Каково было участие народов Дагестана в вооруженной борьбе под руководством шейха Мансура? - Багаутдин Аджаматов, В 1785 году шейх Мансур получил письмо от Умма-хана Аварского, в котором тот выражал солидарность с деятельностью шейха Мансура. Далее в письме сообщалось, что Умма-ханом получены из Турции ценные подарки – шуба и сабля, а также требование собрать войска и присоединиться к шейху Мансуру. Большую поддержку оказали шейху Мансуру ряд влиятельных князей и население Кумыкии, в особенно Терско-Сулакского междуречья. Согласно сведениям Кизлярского комендатского архива, кумыкские повстанцы, поддержавшие Мансура, приняли решение, если найдутся предатели среди них и будут извещать о ходе восстания русским властям, то «такого человека убить и дом с имением его разграбить». «Генеральное положение в Эндирее таково, отмечается в одном из архивных документов, что «как теперь они (подвластные) от России вышли из повиновения, то, конечно, или всем им пропасть или в здешнем крае усилиться и разорить все российские селения». Шейх Мансур, выступив из недр Чечни, скоро нашел сторонников среди кумыкского населения, - пишет Б.В.Скитский, - а потом в Кабарде и Дагестане и направил их на Кизляр. Кизляр в то время был главной цитаделью русского могущества на Северном Кавказе. В нападении на Кизляр принимали участие кумыкские владельцы: Чапалов Анджи-Муртазалиев, Махач Урусханов и Хамза Алишев, а также довольно большое число их узденей. Согласно рассказу старожила селения Эндирей, ученого-богослова, знатока истории края и бывшего имама села – Нух-хаджи Сайпутдинова (потомка наиба Шамиля – Идриса-эфенди Эндирейского), ввиду всемерной поддержки оказываемой шейху Мансуру жителями кумыкских сел, представителями царской администрации были предприняты попытки внести раздор между братскими народами. На что были выделены средства на оплату провокаторов. После чего, помимо решения кумыкских повстанцев убивать предателей, в Эндирее состоялся сход представителей чеченских и кумыкских обществ, которые поклялись поддерживать шейха Мансура, а также быть в братской дружбе и союзе, и завещать это потомкам. - Атагиши Муртазалиев, Каковы результаты политической и религиозной деятельности шейха Мансура? - Багаутдин Аджаматов, Очень важным результатом его политической и религиозной деятельности является принятие ислама адыгейскими племенами. Ислам насажденный турками и крымскими татарами был принят до этого только представителями высших сословий населения. Массы же практически оставались язычниками и сохраняли религиозные обычаи своих предков. Проповеди шейха Мансура, понятные и простые, способствовали превращению их в мусульман, стойко привязанных к религии. Распространение и укоренение ислама среди населения Северо-Западного Кавказа, самая трудная и очень важная задача шейха Мансура. - Атагиши Муртазалиев, Достаточно ли на ваш взгляд те мероприятия, которые проведены по увековечению памяти столь выдающейся личности, каковым являлся шейх Мансур? - Багаутдин Аджаматов, Далеко недостаточны. Ученым-исследователям еще предстоит большая работа по изучение его жизни и деятельности. Надеюсь, мы еще станем свидетелями издания фундаментальных научных трудов и научных конференций с участием ведущих ученых России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященных шейху Мансуру. Необходимо проводить мероприятия по увековечению его памяти. И проводить их нужно не только в Чечне, но и в других регионах, так как он посвятил свою жизнь без остатка объединению мусульман всего Северного Кавказа, освобождению их от колониального гнета. - Атагиши Муртазалиев, Народы Чечни и Дагестана, да и всего Северного Кавказа, в течение многовековой своей истории демонстрировали миру пример братских отношений. К огромному сожалению, ввиду необдуманных действий или выступлений отдельных недальновидных лиц, доводится иногда становиться свидетелем некоторых разногласий и трений в межнациональных отношениях. Чтобы вы могли сказать по этому поводу? - Багаутдин Аджаматов, Во первых, хочу сказать, что необдуманные выступление отдельных лиц, которые сеют смуту и раздор, не нужно воспринимать как мнение целого народа, представителем которого он является. Хочу привести слова великого полководца и государственного деятеля шейха Султан-Мута Тарковского, который говорил: «Самым большим богатством – сокровищем Кавказа являются не золото, алмазы и деньги, а братская дружба между нашими народами, которую мы обязаны беречь и приумножать». Можно и нужно любить свой народ, свою нацию. Это не национализм, а патриотизм. Национализм – это когда ты желаешь и стараешься сделать плохо другим. Один великий святой сказал: «Не может быть счастлив тот народ, который строит свое благополучие, за счет несчастья другого народа». Большим грехом считается сеять смуту раздор между двумя людьми. И представьте, насколько этот грех увеличивается, если раздор сеется между большими группами людей. Хочу привести еще один хадис, в котором говорится: «Примирение двух людей дороже, чем садагъа (раздача милостыни), суннат намазы и малый хадж (Умра)». Нам нужно искать и находить то, что объединяет людей, а не то, что разъединяет. Все мусульманские народы, вся исламская Умма, должны быть как единый организм, единое целое, радоваться успехам друг друга. Сопереживать в трудные дни. Пусть Всевышний Аллах наставит нас на правильный путь и убережет от всего плохого. Пусть с каждым днем крепнет дружба между нашими народами. - Атагиши Муртазалиев, Как вы оцениваете претворение в Чеченской Республике в жизнь тех идей, за которые боролись многие видные религиозные и политические деятели прошлого, наши великие шейхи и авлия? - Багаутдин Аджаматов, Приятно наблюдать позитивные перемены, которые происходят в облике сел и городов Чеченской Республики. Положительная динамика наблюдается во всех сферах экономики и общественной жизни. Отрадно, что Глава Чечни Рамзан Кадыров не забывает и о духовной составляющей. Как говорится, не хлеб единым жив человек. Строятся прекрасные мечети, исламские учебные заведения, центры по подготовке хафизов, производится ремонт и реставрация святынь-зияратов. Проводится огромная работа по укреплению духовно-нравственных приоритетов и ценностей. В этом большая заслуга Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Пусть Всевышний Аллах воздаст ему многократно за все его благие деяния. Пусть над Чечней, где живёт достойный и мужественный народ, всегда будет мирное небо. -Атагиши Муртазалиев, Амин йа Аллагь!
Интернет проект « Атакумук », 30.07.2020 г.
Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!Предлагаем для чтения другие интересные разделы:История
Кумыкская аналитика
КраеведениеКраеведческие походы в 2016 году: Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:
МУЗЕИРелигиозная тема, репрессии и насильственное переселение
Военная тематика
Къумукъ тилде макъалалар
На турецкомКНИГИ
Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания! | |
|
Всего комментариев: 0 | |