18:54 КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ | |
В сентябре 2019 года общественная организация «Анжи-Кала» вместе с общественным центром «Атакумук» совершили очередной краеведческий поход по Кумыкии, отправившись в Каякентский и Кайтагский районы. Каякентское прошлое уничтожается руками некоторых каякентцев В Каягенте (Каякенте) коллега Темирбеков М.-Н. ознакомил нас с правонарушением на территории городища Эскиюрта: часть исторического объекта оказалась под угрозой уничтожения ввиду запланированной стройки, на месте памятника высыпаны стройматериалы и готовятся работы. На взгляд Темирбекова, объект культурного наследия федерального значения следует не только сохранить, а ещё включить памятник в маршрут для гостей района и Республики и создать здесь, у подножия горы, туристско-экскурсионную площадку с искусственным освещением. Другим проблемным местом является участок в микрорайоне Какни, выбранный для строительства (на народные деньги) мечети вместимостью в пять тысяч человек. Для создания дорогостоящего здания местной властью было выделено девять гектаров земли, однако в их границах оказался археологический памятник и в ходе строительства уже обнаружились его элементы. Интересно также, что запретив эксплуатацию находящейся рядом детской площадки, созданной на общественные средства, прокуратура не заметила разрушения памятника истории и культуры, хотя последнее деяние подпадает под нормы об административной и уголовной ответственности. Мы полагаем, что сельскими властями должна быть перенесена в другое место предполагаемая мечеть и в то же время оказана помощь в доведении площадки для детей до отвечающих закону параметров.
Мечеть: перенести нельзя оставить Также наш коллега озвучил проблему защиты Кулкам-Тау от потенциального разрушения: на вершине данной горы раньше располагались старинные строения, которые сообщались под землёй друг с другом, однако в настоящее время гора является зоной угрожающего ей антропогенного воздействия. Помимо этого М.-Н. Темирбеков высказал идею восстановления старых дорог и обозначения на них исторических маршрутов, что должно уменьшить затраты на передвижение между сёлами и увеличить интерес к прошлому кумыкских сёл. В соседнем Новокаякенте вышеназванный коллега рассказал об уничтожении здешних реликтовых деревьев и высказал идею о расширении границ Каякентского заказника с включением в него поредевшего леса. Также мы посетили недавно установленный на красиво оформленной площади перед зданием администрации района памятник утамышцу Саиду Дадашеву, погибшему во время войны в Афганистане. Дадашев был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза, однако получил награду нижестоящего уровня. Среди прочих сведений Магомед-Наби Темирбековым нам была сообщена информация генеалогического характера. В частности, в этом году исполняется сто лет битве с агрессорами Деникина в Аякакинском ущелье, где активнейшее участие приняли кумыки, например, каякентец Абдурахман Темирбеков. Любопытные данные были представлены и о представителях родственных Темирбековым Камбулатовых. Один из представителей рода Султан Камбулатов в конце позапрошлого – начале прошлого века совместно с германскими промышленниками занимался организацией нефтепромыслов на территории современного Избербаша. Далее наша группа проследовала в Башлы. Историк Магомедрасул Ибрагимов помимо истории своей родины в период существования древних тюркских городов и государств рассказал о героическом сопротивлении села в период войн, о посещении его Тамерланом (тогда башлинцы проживали в семи близко расположенных населённых пунктах), Петром I, Надир-Шахом. Битва войск Солтан-Махмуда (Солтана сына Махмуда) Утамышского в войсками Петра получила среди кумыков широкую известность, однако не менее ожесточённые сражения происходили в разное время и в истории Башлы, например, бой с армией Шаха Надира в Капкайском ущелье в 1741 г. и с силами царского военачальника Мадатова двести лет назад. Надо заметить, что Башлы, где находилась резиденция кумыкских уцмиев (резиденции были также в Янгикенте, Маджалисе, Уркарахе, Кала-Корейше) и само Кайтагское уцмийство занимали обширные территории с большими площадями пахотных орошаемых земель. Уцмийство было государственным образованием, а сборник Постановлений одного из уцмиев - Рустем-хана является правовым памятником Кавказа. В границах уцмийства находились Верхний и Нижний Кайтаг, северная часть Табасарана, почти вся северная часть нынешнего Дербентского района; кроме тюркского большинства в лице кумыков и терекемейцев в уцмийстве также проживали дагестанские горцы. В одном из башлинских сёл - Капкайкенте мы побывали на кладбище, где посетили памятник и могилы Героя Социалистического труда, учёного, изобретателя Наримана Алиева и его супруги, поэта и отважного борца с преступностью, погибшего в январе 1942 г. Батыра Магомедова, арабиста и советника известного представителя уцмийского дома Амир-Чопана - Улаш-кади Минатуллаева. Последний сыграл большую роль в сохранении Башлы в результате восстания 1877 г. под руководством Мехтибека Уцмиева. После подавления выступления двенадцать семей участников были высланы в Сибирь, предполагалось дробление Башлы, однако последствия удалось максимально смягчить, добившись в 1882 г. создания трёх соседствующих сёл. Улаш-кади умер в 1930-е гг. на родине, его сын Магомед скончался в те же годы в Сибири, будучи репрессированным. Несмотря на то, что в Капкайкенте сохранились мечеть и дом Улаш-кади, они не защищены законом ни как памятники истории, ни как достопримечательные места. Кладбище, где похоронен религиозный деятель, расположено в лесистой местности, за десятилетия оно увеличилось, однако не вся эпиграфика осталась доступной – в довоенный период были уничтожены зияраты других религиозных деятелей. Как говорит Ибрагимов М., почти все участники разрушения могил ушли из жизни преждевременно. В годы сельскохозяйственного освоения земель в Башлы обнаруживались также древние массовые захоронения.
Дом и мечеть – непризнанные историко-культурные памятники В Башлыкенте нам был показан дом, где останавливался выдающийся исследователь тюркского мира Лев Гумилёв. По признанию самого учёного, в селе он нашёл свою историческую родину. С точки зрения экологии нужно заметить, что благодатная природа Башлыкента, Джаванкента и Капкайкента с цветущими лесами и многочисленными ореховыми рощами позволила сохраниться редким видам растений, растущим на склонах гор и низменности, а живописные Каякентский заказник (охватывает территории ещё нескольких районов) и долина реки Башлычая (Арт-озени) являются также ключевыми орнитологическими территориями международного значения. Сам водоём, пересыхая в тёплое время, в остальную часть года показывает сильное течение; по утверждению М. Ибрагимова, на одном из берегов сохранился исторический объект - старая плавильная печь. Кроме современных наименований реки в зоне проживания кайтагских кумыков (это часть нынешних Каякентского и Кайтагского районов) носят и прежние названия – Арт-озень, Бугам, Орта-Бугам.
В долину Башлычая прилетают чёрный аист и розовый скворец Неразрывно с Башлы связана история Янгикента, где также проживают кайтагские кумыки и раньше находилась уцмийская резиденция. По дороге к нему мы побывали возле многочисленных курганов и поднялись на Сенгерское городище. Будучи созданным по типу Шахсенгера, Сенгер имел вал, крепостные стены и башни - ещё задолго до нашей эры оба объекта были городами. В 1722 г. здесь остановился лагерем Пётр I, а его воины расположились на прилегающей местности Палаш авлак; через одиннадцать лет после этого Палаш был местом столкновения башлинцев с царскими войсками. Помимо городища на хребте Пирбудаг-сырт нами были увидены следы пребывания «чёрных археологов» и новые вышки ЛЭП, поставленные, по утверждению краеведа Темирбекова, на курганах. Селение Янгикент расположено в очень плодородной местности среди лесистых гор. В 2022 г. Янгикент должен отметить четырёхсот пятидесятилетие, хотя на его территории есть археологические объекты в виде поселений, относящиеся как Средневековью (Эскиюрт), так и к древности. Обладая не менее одной пятой обрабатываемых земель Кайтагского района, село в 1930-е гг. вынуждено было отдать соседним безземельным крестьянам территории, известные сейчас как сёла Чумли и Моллакент. В ходе сбора полевого материала нами была получена информация о родословной тюркских уцмиев Кайтага и о противостоянии его ветвей – уллу беков и гиччи беков, об изменении местонахождения села, а также о селении Маджалисе, созданном на месте проведения съездов (форма выражения власти в сословном кумыкском обществе) и о предметах старины, найденных сельчанами. Также местные жители показали нам место расположения дворца уцмия Мехтибека – организатора восстания против царизма в 1877 г. Находясь на неприступной высоте, приближённые уцмия оказали большое сопротивление царским войскам. В ходе атаки обороняющимися был вывешен чёрный флаг – символ сопротивления без намерения сдаться. Лишь обстрел из пушек позволил нападавшим завладеть высотой, где они нашли около сорока пяти убитых и около двадцати тяжело раненых защитников, самому Уцмиеву Мехтибеку удалось скрыться. Очевидно, что к юбилею Янгикента память о его защитниках должна быть увековечена установкой памятника. К другим достопримечательностям селения относятся Меседу-Кала (место расположения крепости с подземным ходом, ведшим к роднику, в ней жила одна из представителей тюркской знати), остатки крепости Гавур-Калы, кладбище биев. Важно отметить, могил местной знати осталось немного из-за разрушения захоронений, произведённого в первые десятилетия существования советской власти.
Старый кумыкский дом в Янгикенте Выводы по итогам мероприятия: - правоохранительным органам следует принять меры по пресечению разрушения и устранению угрозы разрушения памятников истории и культуры в Каякенте; - в 2022 г. должно исполниться 300 лет со дня битвы кумыков и их соратников с войсками Петра I в Учвлаке и 145 лет со дня героической обороны Янгикента. Мы полагаем, что требует возрождения идея установки монумента в память об участниках Утамышской битвы и имеется необходимость установки подобного памятника в Янгикенте. Осуществляя подготовку сейчас, указанные мероприятия вполне можно реализовать через три года; - начавшись в 1990-е гг. с книг о Солтан-Махмуде Эндиреевском, Ал- Клыче Хасаеве и других выдающихся личностях, деятельность по восстановлению исторической памяти кумыкского народа должна продолжаться. Перед национальной интеллигенцией стоит задача просвещения масс и закрепления информации о ранее мало известных широкому кругу соплеменников личностях, деятельность которых положительным образом определяла судьбу народа (внесение персоналий в Кумыкский энциклопедический словарь, присвоение имён улицам в городах и сёлах, другие мероприятия). Применительно к Каякентскому району и Нижнему Кайтагу это Улаш-кади Минатуллаев, уцмии Амир-Хамза и Амир-Чопан, а также множество других кумыков. Данное мероприятие оказалось возможным благодаря помощи краеведов Ибрагимова Магомедрасула и Темирбекова Магомед-Наби. Краеведческое общество «Анжи-Кала»
| |
|
Всего комментариев: 0 | |