Августовский поход «Анжи-Калы» и «Уллу Казаныш» был посвящён Кайыкентскому району. Мы продолжили открывать Кумукию (Кумыкию) для множества своих соплеменников.
Каменный бабу
Насчитывающий несколько тысяч лет истории Кайыкент является одним из крупнейших кумукских сёл. На подъезде к нему мы осмотрели единственный уцелевший из трёх ранее найденных в ходе работ в карьере балбалов (нарт сынов), этот древний памятник был перенесён на безопасное место, приведён в изначальное положение, а позже рабочим по имени Багавутдин огорожен во избежание механических повреждений техникой близлежащего карьера. На склоне горы рядом видны остатки фундаментов старинного поселения, фрагменты архитектуры там можно найти по сей день. О существовании здесь крепости Гумри (Хумри) можно узнать из статьи историка Камалова: http://kumukia.ru/?id=1881.
«Колыбель шихов»
Древний Отемыш также был посещён. По дороге в село стало известно, что часть земель возле него, как и возле Кайы-Кента, находится во владении одного из сёл соседних районов – вопрос сохранения этнических территорий стоит для южных кумуков (кумыков) не менее актуально, чем для северных. В Отемише же мы получили возможность посетить зиярат, который ещё в годы СССР притягивал к себе мусульман даже из среднеазиатских республик, некоторые называли его Второй Меккой. Здесь покоятся семнадцать шейхов и женщина, много лет присматривавшая за могилами. В начале 1990-х гг. объект был отреставрирован, сейчас находится на территории мечети. Недалеко от одинаковых надгробий размещена и сильсиля шейхов. О версии захоронения здесь Къазимагьамата как потомка Мухаммада (с. а. в.) и Патимат, а также о религиозной практике шейха можно прочитать здесь: http://islamdag.ru/istoriya/44479. Не менее интересным является существующая версия о принадлежности шейхов к огузскому суфийскому братству Халватии.
На земле Алходжакента мы были ознакомлены краеведом Камаловым К. с историей местного средневекового города Таргу и крепости Хасин. Города и сёла Кайыкентского района в разное время подвергались попыткам захвата, несмотря не героическое сопротивление, населённые пункты иногда уничтожались врагами; с историей кайыкентских селений связано и прошлое населённых пунктов современных Сергокалинского (частично) и Дербентского районов – частей тюркского этнического пространства. На алходжакентской территории были в разное время найдены предметы бронзового века, относимые к каякентско-харачоевской культуре, прослеживающейся на территории Кумукии (Кумыкии), в том числе могилы в виде каменных ящиков возрастом в три - три с половиной тысячи лет. В месте прежнего расположения жилищ Алходжакента на склонах местных и близлежащих гор в своё время были обнаружены колодцы, катакомбы и каменные могильные ящики.
В современном селе, также предгорном, есть асфальтированные дороги, построены мечети, при этом старые улицы хорошо сохранились, будучи нередко украшенными лозами винограда. Из земли тут бьёт множество старых и новых родников. Интересно отметить, что исторически в селе не проживали сословия ниже озденского. Коллегой Камалутдином Камаловым в квартале Булакъ-ауле нам был показан родовой дом, где проживали и проживают четыре последних поколения Камаловых. Мероприятие продолжилось встречей с другим историком и одновременно главой района Магомедэмином Гаджиевым, а хозяин дома Камалутдин-агъай порадовал всех гостей красивыми пением и игрой на агъач-къомузе.
Добавим также, что Алходжакент тесно связан с соседним Усемикентом. Последний, как мы увидели, является хорошим примером земледельческой активности кумуков (кумыков), в том числе в части создания теплиц. Тем не менее, стоит заметить, увеличение численности населения района влечёт учащение вырубок в лесах, а по уровню воды в протекающей возле Усемикента реке можно говорить и о большом увеличении водопотребления.
Гаша – село на склоне горы Алходжы
В небольшом селении Гаша, находящемся у русла Гамри-озени и объединённом с Алходжакентом (Алхаджикентом) одной администрацией, расположены пиры Багатыра и Мухаммада. Село Гаша любопытно также тем, что в здешних предгорьях проходила граница между Отемишским ханством и Кайтагским уцмийством.
Возле Таргунского городища
В конце группа достигла алходжакентского городища – Таргу. Археологические исследования учёного Котовича в 1970х гг. на месте Таргу-Шахара позволили обнаружить камни городских стен, колонны, ворота, а также золотые и другие металлические изделия, цельную посуду и фрагменты керамики. Нам архитектурных объектов над землёй обнаружить не удалось. Однако получилось осмотреть захоронения таргунских правителей с каплеобразной тамгой на могильных камнях. Здесь похоронены мужчины и женщины, на сан ташах которых встречаются лук, стрелы и наконечники, колчан, сабля, кинжал, нож, а также ножницы, чарык, гребень. Возраст самых старых из сохранившихся могил может доходить до пятиста лет.
Зиярат периодически посещают люди
Одна из представительниц знати почитается местным населением. Речь идёт об Олган-беги (Улган-беги) или Оглан-беги и её зиярате: Пир в современном его виде - поздняя постройка. В отличие от середины прошлого века, надгробие Улган-беги не имеет сейчас верхней части, будучи наполовину поломанным. Стоит заметить также, что само надгробие не имело надписей на аджаме, а погибшая во время войны девушка, если верить преданию, не была мусульманкой.
Благодарим за участие в мероприятии и консультационную помощь общественного деятеля Камалутдина Камалова, краеведа Зайнарбека Зайнарбекова, учёного Исмаила Ханмурзаева, журналиста Карамагомеда Караева и поэта Багавутдина Самадова.
Выводы по итогам мероприятия:
- история кумуков (кумыков) Кайыкентского района заслуживает более активного описания в научно-исторической литературе, старшим поколением наших историков предпринимаются необходимые шаги;
- не являясь религиозной организацией и не агитируя, мы констатируем популярность на территории Кайыкентского района очагов паломнического туризма.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK2018
|