В середине мая 2019 года «Анжи-Кала» вместе с общественным центром «Атакумук» совершили краеведческий поход по территории села Нижнего (Большого) Казаныша Буйнакского района.
На склонах заросшего оврага раньше просматривались петроглифы
В первую было осмотрено Нижнеказанищенское поселение. Возле него в изобилии прежде встречались древние и средневековые захоронения, часть из которых сейчас находится под строениями. Мы увидели остатки надгробий и вышедшие из земли кости погребённых, сохранившиеся среди полынных зарослей на участке жителя селения Нуруллы. По его словам, рельеф данной местности и уровень воды в протекающей тут Казаныш-озень, возле которой ранее имелись тюркские наскальные изображения, со временем претерпевал изменения. Место известно также тем, что в досоветское время через реку был построен арочный мост Хан-кёпюр, до настоящего времени не сохранившийся и напоминавший ныне существующий старый железнодорожный мост в Ярославле.
Остатки мельницы оказались на территории кладбища
Далее группа проследовала в пещеру, находящуюся возле одного из сельских кладбищ. Здесь нам жителями села были рассказаны некоторые исторические факты, в том числе о роли Казаныша в продовольственном обеспечении соседних местностей. В вопросе о мельницах была сообщена интересная деталь о том, что вкус хлеба, испечённого из муки, полученной в старинных мельницах, имел преимущество перед изготовленным в электрических. Элемент старого жернова нам удалось обнаружить на другом кладбище, где мы осмотрели эпиграфику и побывали на могиле Хайбулла-Кади, почти полвека лет проработавшего имамом в селе. После кладбища нам было показано домовладение cо старыми воротами и окаймляющей их постройкой. На воротах имеются записи на аджаме о важных событиях из истории кумыкских села Казаныша и города Темир-Хан-Шуры.
Могилы Тарковских в советское время пострадали от безбожной политики
При этом архитектура села заслуживает отдельного внимания. Во-первых, большое количество домостроений выдержано в традиционном стиле. Во-вторых, часть домов, формально охраняемых государством, фактически разрушена и заменена современными постройками. В третьих, имеется ряд объектов, имеющих признаки объекта культурного наследия, однако не получивших правовую охрану. Например, на одной улице находятся охраняемый государством дом Залибекова и не имеющие такой охраны аналогичные жилые строения как дом бывшего Шейх-уль Ислама Дагестана Абдул-Басир-Хаджи Мустафаева.
Среди историко-культурных памятников в селе помимо домов есть некоторые надмогильные стелы и кладбища, локализованные в одном месте. Надо заметить, что репрессии 1930-х гг. затронули не только живых, а ещё и мёртвых, поэтому тут, как и в других наших сёлах, апологетами большевизма была изъята часть надгробных камней. В 1935 году преступники взорвали захоронения наиба Джамалутдина Тарковского и его родственников, следствием чего некоторое время была образовавшаяся воронка; в 1990-е новое надгробие было установлено благодаря стараниям родственника покойного Магомеда Мутагирова. Сам наиб имел владения в разных частях Кумыкии, при этом много сделал для экономического развития Казаныша. Земляки, активно занимавшиеся в его и в других хозяйствах животноводством, земледелием, ремёслами и рыбными промыслами, сохранили о наибе Джамалутдине хорошие воспоминания.
Что касается иных исторических и природных достопримечательностей, то можно сказать, что в Казаныше имеется немало родников, некоторые из которых находятся на частных территориях, а к региональным памятникам истории и культуры отнесены четыре источника. Атагиши Муртазалиевым нам был показан Быргы-булакъ, не входящий в их число. Краевед утверждает, что, несмотря на наличие некоторых поздних элементов архитектуры, основная постройка была сделана до XIX в.
После этого мы проследовали к одной из сельских мечетей, её здание является новым, однако внутри имеется плита с записями первоначальной постройки позапрошлого века. Кроме этого, нами было осмотрено одно из множества бывших владений местной аристократии – сам дом зажиточного князя Муртазали-бая сохранился, во дворе же поверх речного камня положено современное покрытие. Помимо прочего здесь есть выход из домостроения к созданной на средства князя мечети (уже другой), которая была восстановлена на старом фундаменте в 1990-е гг. Дом не включён в число объектов культурного наследия. В меньшей степени сохранилось охраняемое государством здание другого казанышца, где проходило совещание под руководством Уллубия Буйнакского, участника антиденикинского движения.
Старый элемент новой мечети
В конце мероприятия мы ознакомились с лечебным источником Чирик-булаком. Будучи учтённым как памятник, он в то же время не указан в реестре минеральных бальнеологических ресурсов. Как позже нам стало известно, в селе есть также заброшенные целебные ванны, нуждающиеся в восстановлении.
Выводы по итогам мероприятия:
- очевидно, что список памятников истории и культуры по Нижнему Казанышу подлежит пересмотру с исключением утраченных и включением сохранившихся объектов, в том числе пока неизученных многочисленных древних захоронений на территории селения;
- Чирик-булак и (при наличии) иные целебные источники села подлежат включению в реестр минеральных ресурсов Республики Дагестан.
Одно из своих последних совещаний Буйнакский провёл в Казаныше
Благодарим за помощь в проведении мероприятия организацию «Уллу Казаныш».
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK
#тюркскийэтнотуризм
#историякумыкии
|