Объектом очередного похода «Анжи-Калы» и краеведа Муртазалиева Атагиши (проект «Атакумук») стал Таргу – историческая столица Кумукии (Кумыкии). Был запланирован осмотр эпиграфики на могилах наших государей – шаухалов Тарковских.
В начале поездки мы посетили квартал Учулак-аул на юге посёлка. Там среди множества старинных могил находятся один из таркинских зияратов, а также могилы с шаухальской тамгой - родовым фамильным знаком правителей.
Связь времён отражена в камне
Кладбище собственно кумукских (кумыкских) шаухалов находится в квартале Аташ-ауле, который известен пиром одного из самых знаменитых таркинцев - Багдата Али, богослова, учёного, факиха, лингвиста и поэта XVII в. Абсолютное большинство могил на здешнем кладбище принадлежат шаухалам Тарковским - валиям Дагестанским.
Под тамгой и генеалогией изображены предметы из быта умершего
Надгробные камни на кладбище имеют различия в оформлении в зависимости от периода погребения, ряд надгробий содержат сведения из родословных усопших. Стоит заметить, что знаменитая тамга шаухалов имела множество разновидностей, иногда, например, с элементом в виде пересекающихся наверху линий или в виде тамги хазарских тюрков. Среди захоронений заметно превалирование могил периода Кавказской войны позапрошлого века. Следует добавить, что Аташ-аул, как и другие местные кварталы, примечателен также домами старой постройки, чистыми родниками, а также мечетью возрастом более чем в двести лет. На склоне горы высоко над домами сельчан имеются небольшие пещеры.
Заманлар гете, халкъ гетмес
Ещё в позапрошлом веке Таргу был крупным городом, численность населения которого была выше, чем, к примеру, у Берлина. Долго существовал здесь и свой квартал ремесленников – Бештирмен-аул (аул пяти мельниц). В конце своей поездки мы осмотрели каменную кладку на территории данного квартала, которая тянется по улице и по частной территории и у одного из участков стены заметили торчащие из земли кости животных и фрагменты керамики.
Большая часть стены находится в земле
Выводы по итогам мероприятия:
- огромный объём эпиграфики, выполненной аджамом, предполагает подключение знатоков арабского языка. Учитывая то, что, как и в основном в Республике, одним из центров притяжения общин являются мечети, местное духовенство могло бы инициировать проекты, связанные с изучением своих родословных (к чему обязывает религия) и переводом тюркских надписей на могилах с арабского алфавита на русский или латинский;
- учащимся на востоковедов и историков соплеменникам при выборе оригинальных тем научных работ можно чаще обращать внимание на родословные кумукских (кумыкских) правителей, для изучения которых имеется фактический материал в виде надгробных камней.
Таркинская эпиграфика даёт простор для исследований
Помощь в организации и проведении поездки оказала общественная организация «Тарки».
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK2018
|