В феврале 2017 г. организацией «Анжи-Кала» была осуществлена поездка на особо охраняемую природную территорию гору Тарки-Тау - из всего биоразнообразия горы более 70 видов растений занесены в Красные книги РД и РФ. Поездка была направлена на получение информации о современном состоянии склона горы (с осмотром местности и закреплением увиденного съёмкой), являющегося предметом постоянных хищнических посягательств со стороны приезжих, стремящихся застроить гору, вырубая деревья, уничтожая почву и оставляя строительный мусор.
Дом - «подорожник»
Предгорья Тарки-Тау относятся в нижней части к территории города - к Кяхулаю и Альбури-Кенту, в верхней – к лесному фонду, курируемому Агентством по лесному хозяйству. (Одно из увиденных нами в ходе поездки неправомерных строений построено как раз впритык к дороге, делящей городскую и федеральную территории горы.)
Необходимо заметить, что после ряда конфликтов с захватчиками горы в конце 2015 г. была образована особо охраняемая территория регионального значения, однако границы её сейчас определяются так, что в неё вошла не вся федеральная земля, в итоге оставшаяся часть, относящаяся как раз к зоне посягательств, имеет более низкий уровень правовой охраны. В 2016 г. община тарковских кумуков за свой счёт заказала и установила огромное количество табличек с указанием на ООПТ, выполнив, таким образом, функцию публичной власти. Через некоторое время представители пришлого населения уничтожили часть указателей, демонстрируя свою полную неготовность жить в государстве, где есть публичный порядок, а разрушение порицается.
На заднем плане очередной котлован
Кроме того, несколько лет назад самой общине пришлось отбивать атаку нарушителей, пытавшихся насильственным путём захватить большой участок под предлогом строительства мечети. При этом ни малейшего согласования с местной общиной не было, сама формулировка гостей выглядела странной ввиду наличия мечетей в каждом таркинском посёлке. Кто-то из журналистов тогда опубликовал провокационный материал, разжигая не только национальную, а ещё и религиозную рознь в отношении коренного населения. Свидетельством тех событий сейчас является котлован и незаконная постройка лица, охранявшего место для создания объекта.
Здесь хотели возвести многоэтажку
Есть на склоне и другие котлованы. По одному из них материал в части оценки ущерба говорит о десятке миллионов рублей. Как и большинство юридических дел по Тарки-Тау, оно было развалено коррупционными платежами в правоохранительной системе, из-за которых указанные дела обычно не доходят до суда. Однако есть и более ранний отрицательный фактор – непрозрачные конкурсы на аренду участков приводят к тому, что их выигрывают не заслуживающие доверия мигранты, которые затем начинают массовую вырубку деревьев и возведение капитальных строений.
Дикари понимают только язык разрушения
В одном из живописнейших мест склона Тарки-Тау вырубке подверглась дубовая роща, причём лес рубили, прокладывая дорогу к удобным участкам, на которых возведены стены домов из шлакоблоков. Периодически кумуки посёлка из-за бездействия некоторых уполномоченных органов наведываются на объекты посягательств, у указанных двух строений тоже видны следы разрушения. Стоит отметить, что основная часть захватов приходится на пришлых жителей Альбури-кента. При этом практически все случаи уничтожения почвы и вырубки леса на совести людей, которые кем-то из чиновников были названы «государствообразующим народом». Тревожным признаком для коренных жителей должно стать и поименование мигрантами некоторых мест на свой лад – Шамильское, Табасаранское, Лезгинское ущелье.
Как всегда, никто из строивших не признаётся в содеянном
Также в одном из мест нами была обнаружена железобетонная конструкция, а в другом неподалёку на федеральных землях оказался спортивный зал, что напоминает ситуацию с постройкой правонарушителями спортивных площадок на кумукских пастбищах.
Выводы по итогам поездки:
1. Территория горы Таргу-тав находится в муниципальной и федеральной собственности. Дагестанские мигранты регулярно, вероятно, посредством взяточничества, получают в аренду на длительные сроки земельные участки, которые используют в полном противоречии с целевым назначением. Административные и уголовные дела по экологическим правонарушениям в соответствующих органах не получают хода ввиду коррупционного фактора, которым привыкли пользоваться злоумышленники.
2. При этом ответственность должна осуществляться с применением Административного, Уголовного и Гражданского кодексов ввиду нарушения лесного, гражданского законодательства, а также норм, регулирующих защиту исконной среды обитания и природопользование коренных народов. Таким образом, систематически попирается закон, демонстрируется неуважение к общинам посёлков, а также нарушаются права кумукского населения, гарантированные законодательством о коренных народах.
3. 1). Контроль за состоянием горы осуществляет из местного населения один лесничий, чего недостаточно ввиду объёма совершаемых правонарушений. Более действенным будет общественный контроль с участием местного населения за деятельностью лесничества, в том числе при заключении договоров аренды и выделения участков, что может облегчить работу с причинами происходящего. На данный момент ни один представитель местных организаций не входит в общественный совет при Даглесхозе, нет ни одного тарковца и в коллегии этого органа власти.
2). Целесообразно организовать регулярный обход горы группами активистов с привлечением общественных инспекторов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, которые включались в число таковых для защиты Тарки-тау. Наиболее важными были бы обходы несколько раз в неделю в период с марта по ноябрь.
3). Можно воспринять опыт по охране лесов Красноярского края, привлекающих волонтёров. Это возможно не только путём учреждения добровольческих организаций в посёлках, актуальным может быть привлечение и других городских добровольцев, учитывая то, что площадь зелёных зон столицы РД в несколько раз меньше необходимого, гора своим расположением и природой в некотором смысле спасает город.
4). Жить у подножия и на склоне Таргу-тав предстоит молодым поколениям кумуков. Учитывая постоянство экологической угрозы, было бы целесообразно воспитывать преемственность в общественной природоохранной деятельности, развивая в наших посёлках детское экологическое движение и школьное лесничество.
5). Реализуя механизмы общественного контроля, стоило бы привлекать к ним некоммерческие формирования, занимающиеся защитой природы.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»