13:46 ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР | |
Новый краеведческий поход организаций «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в марте 2021 г. был посвящён селению Аксаю (Яхсаю) Хасавюртовского района. Здание администрации на Таш-Ораме Как и в случае с Эндиреем, прошлое Аксая имеет несколько историй, пересекающиеся в определённой хронологической точке. Упоминания об Аксае фиксируются издавна, так, некоторые источники говорят о нём его и в VI, и XVII вв. Относительно места его расположения речь стоит вести об урочище Герзель, находящемся у реки Аксай, где с конца XVI в. до 1825 г. на месте более раннего тюркского селения Билита, ставшего впоследствии кварталом, находился город Аксай (Белая вода). В XVII в. он стал центром одноимённого княжества, где, как и в Эндиреевском, Карагачском и Костековском (северные владения кумыкского государства Шаухальства Тарковского), правили потомки Солтан-Махмуда Тарковского. Кутанами и хуторами Аксая в начале XIX в. были Тока, Акча-Хум, Герменчик, Яланли, Казган-Гечув и Давай.
На расстоянии менее двадцати километров от Аксая с XVII в. в местности Таш-Гечив (Каменистый брод) существовали село и крепость. Ранее же в указанной местности существовало поселение, называемое в археологии Аксаевским городищем и относимое к древности и Раннему Средневековью. Известно, что кумыки из Таш-Гечива имели славу искусных ремесленников. Таким образом, ещё в древности в месте нынешнего нахождения Аксая существовало тюркское поселение (позже известное как Таш-Гечив), собственно Аксай в истории известен уже с VI в. и с конца XVI в. прослеживается его нахождение на месте Билита. Конечной точкой, где сошлась история всех трёх тюркских поселений, Яхсая, Билита и Таш-Гечива, стало местонахождение последнего. Значительная часть аксаевцев переселилась сюда после карательных операций Ермолова в 1818 и 1825 гг., дав новому месту жительства имя своего разрушенного царизмом села. Спустя почти век в Аксае (Таш-Гечиве) проживало около семи с половиной тысяч человек, из которых несколько десятков представляли духовенство. Функционировали десять мечетей, столько же примечетских школ, были также медресе, женская начальная школа, русская школа, почти всё взрослое местное мужское население было грамотным. Будучи по факту городом, Аксай являлся центром ремёсел и торговли: вышивка золотыми и серебряными нитями, производство ювелирных изделий и торговля множеством других производимых здесь и в других местах товаров, в том числе широко известными за пределами Кумыкии аксаевскими чилле тастарами позволили населённому пункту в конце позапрошлого века стать главным экономическим центром Кумыкского округа. Кроме того, тут существовало полсотни торгово-промышленных и кустарных предприятий (в т. ч. кожевенные, по обжигу кирпича, черепицы) и десяток мельниц, достигались высокие урожаи на полях. Весь год работала аксаевская ярмарка, купцов трёх гильдий насчитывалось почти сто. Что касается, старых кварталов Аксая (Таш-Гечива), то к ним относятся: Сабанай-Аул – впоследствии хутор и Тюмен-Аул (гюены и тюмены), Алекай-Аул (князей Эльдаровых), Орусхан-Аул (чанки Орусханова), Тюбен-Аул (князей Уцмиевых), Поклу-Аул (князей Арсланбековых), Адиль-Чагар (князей Алибековых), Каплан-чагар (князей Каплановых), Зах-Аул (сала-озденей Азнауровых), Каджар-Аул (сала-озденей Тавлуевых), а также Капсар-Аул, Немис-кютюр, Джувут-Аул и Мычыгыш-Аул. Отсёлками Аксая, сейчас являющимися самостоятельными сёлами, являются Адильянгиюрт, Караозек, Бабаюрт, Хамаматюрт, Шава, Чагаротар, Акболатюрт, Тотаюрт, Уцмиюрт, Туршунай, Хасанай, Герменчик, Карасувотар (Советское), Аджимажагатюрт, Хамавюрт. Селение Боташюрт, как пишет Девлет-Мурза Шихалиев, основали Боташевы на земле, полученной от аксаевских князей. Некоторые другие отсёлки ныне как самостоятельные не существуют. Добавим, что, как и другие кумыкские сёла, в период Гражданской войны Аксай понёс огромный демографический и хозяйственный урон. Наше осмотр начался с посещения музея в доме детского творчества. Уделив внимание помимо прочих экспонатов фотографиям старых зданий села и разделу «Таш-Орам», мы направились на одноимённую улицу. Она была первой на Северо-Восточном Кавказе, имеющей брусчатку, позже аналогично были замощены Слободской бульвар в Хасавюрте и нынешние улицы Ленина и Махачкалинская (старая часть) в Каякенте. В настоящее время Таш-Орам носит имя именем известного литературного деятеля Салаватова Алим-Паши. В начале этой улицы расположен сквер имени Мусалаева, где находится мемориальная доска в честь Героя Росии, а также мемориал павшим в годы Второй Мировой. Одновременно сквер является памятным местом восстания аксаевских крестьян сто пять лет тому назад - это было одно из народных выступлений наряду с восстанием против царизма в Караногае и акциями в других местах Терского отдела и Кумыкского округа. На Таш-Ораме, центральной улице, хорошо сохранилась целая группа старых строений, являющихся историко-культурными достопримечательностями. Так, заслуживают внимания здания магазинов «Берёзка», товаров для детей, «Детского мира», бывшей аптеки, администрации села и ещё не меньше десятка старых строений на этой и соседних улицах, в том числе бывший дом животновода Крымсолтана Сатыбалова, не претерпевший существенных изменений и занятый сейчас одним из бюджетных учреждений, возле данного здания имеются старые вспомогательные строения. Добавим, что бывший хозяин домовладения приходился родственником учёному Алевдину Сатыбалову. Дом Сатыбалова в районе джума-мечети Другую группу объектов старины составляют здания религиозного назначения. К ним стоит отнести построенную в XIX в. главную мечеть на Салаватова (Таш-Ораме), а также не менее пяти старых мечетей на улицах Шихалиева, Мельничной и других. Претерпев реконструкцию, сохранилось и медресе, открытое религиозным деятелем Абдулвагаб-Хаджи Дыдымовым и носящее его имя. Религиозные объекты – часть исторического своеобразия села Нами был также осмотрен старый мост через Аксайку, сооружённый из взятых в 1926 г. с аксаевского кладбища старинных надгробий. Несмотря не противодействие местного населения, большое количество могильных памятников под прикрытием работников правоохранительной системы было использовано уполномоченными лицами для строительства моста. В настоящее время он находится в разрушенном состоянии, однако, как нам кажется, в дальнейшем его разбор был бы непростым с технической точки зрения делом. «Орус кёпюр» как случай разрушенного моста в прошлое Упомянув об экономическом значении Аксая, необходимо заметить, что он являлся одновременно и духовным центром. Достаточно сказать, что здесь сформировалось братство «Аксайская линия» из шейхов и алимов накшбандийского тариката, основателем которого был выходец из рода кумыкских сала-озденей Эндирея Уллубий Аджиев, он же шейх Башир (Абу Аксайский). Башир был активным участником военного сопротивления агрессивной и завоевательной политике царизма в позапрошлом веке, которая, как известно, началась с Кумыкской Равнины. Известно, что в ходе военных столкновений Башир был ранен, а позже подвергался преследованиям со стороны царских властей. Последние десятилетия его жизни были связаны с активной проповеднической деятельностью, оставившей огромное количество почитателей и последователей, особенно на территории современных республик Дагестана и Чечни. В ходе мероприятия на родовом кладбище, расположенном на улице Шейха Башира, мы осмотрели зияраты самого Башир-шейха и его потомков Абумуталипа и Далгата Башировых, а также валун недалеко от пиров, с которым местные жители связывают один из известных им караматов. В этой связи стоит вспомнить, что малоизвестным остаётся имя другого Башира из Аксая – муллы Ашиева, кумыка, который возглавил в 1858 г. Назрановское восстание и был казнён царскими властями. Башир-Шейх остался ориентиром нравственности и мужества В конце мероприятия на другом кладбище нами было уделено особое внимание зияратам других представителей силсилы аксаевских шейхов – Хожа-Ахмада Мусаева и Абдулвагаб-Хаджи Дыдымова. Эти религиозные деятели тоже внесли свой большой вклад в укрепление благонравия и духовности в обществе. Помимо того, шейх Дыдымов в начале прошлого века открыл в родном селении медресе, за счёт его личных средств была замощена также упоминавшаяся выше Таш-Орам и построена мечеть в Дылыме (Делиме). В течение похода мы осмотрели мемориальные доски, уставленные в честь поэта Астемирова Багаутдина, драматурга Батырмурзаева Зайналабидина (на доме-музее Батырмурзаева), военных - братьев Эльдаровых и Мусаева Шарапдина, представленного в 1940-е гг. к званию Героя Советского Союза. Дополнительно стоит отметить продуктивную работу, проводимую в селе в социальной и культурной сфере. Так, здесь постепенно улучшается водоснабжение и совершенствуется дорожная сеть, в одной из школ, а также в доме детского творчества функционируют музеи, где собирается богатый этнографический и фактологический материал о прошлом аксаевских кумыков.
Выводы по итогам мероприятия: - большому музею со множеством экспонатов, расположенному в доме детского творчества, должен быть присвоен статус филиала государственного музея в селении Аксае с соответствующим материальным и финансовым обеспечением; - среди десятков старых зданий Аксая большинство заслуживают придания им статуса памятников истории и культуры регионального значения. Благодарим за участии в мероприятии педагогов Ибрагимову Бурлият, Умарову Заиру, Байсунгурова Анварпашу, а также поэтессу Шихшаидову Разият. ДРОО «Тухум терек тамурлар» | |
|
Всего комментариев: 0 | |