22:53
ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ

Кумыкские владения благодаря своему выгодному географическому положению играли важную роль в политических процессах, так как через их территорию пролегал значительный отрезок транскавказского Прикаспийского пути, оказавшего значительное воздействие на социально-экономическое и культурно-историческое развитие населения края. Прикаспийская торговая трасса являлась частью Великого шелкового пути, связывавшего страны Европы со странами Закавказья и Востоком. Это обусловило возникновение здесь городов как культурных и торгово-экономических центров.

Путь, пролегавший по Кумыкской плоскости, был тем важным краем, в котором исстари происходило сосредоточение тюркских племен – киммерийцев, саков, гуннов, берсилов, савиров, сарматов, алан, хазар и др., сыгравших решающую роль в этногенезе кумыков. Таким образом, исторически сложилось, что именно кумыки явились народом, создавшим здесь свою государственность. Географический фактор также сыграл детерминирующую роль в доминировании кумыкских владений в экономической и политической жизни региона. Казалось бы, что контроль над важным в стратегическом и экономическом отношении Прикаспийским торговым путем должен обеспечить процветание Кумыкии на долгие века, однако обстановка борьбы против иноземных завоевателей, тормозила экономическое развитие кумыкских земель, как и Северо-Восточного Каказа в целом.

Основанный в 1735 г. Кизляр сыграл важную роль в торгово-экономической, политической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. Кизлярские коменданты в XVIII в. являлись главными военными и гражданскими наместниками на Кавказе, представителями российской администрации. Ни одно важное политическое событие в регионе, ни один вопрос, связанный с торгово-экономическими отношениями, усобицами кумыкских владетелей, выплатой им императорского жалованья и т. п., не решался без участия кизлярской администрации. В 1735 г. кизлярским комендантом был назначен полковник Юрлов, затем Ломин, после них комендантами Кизляра служили И. В. Красногородцев, Н. А. Потапов, В. Е. Оболенский и др. Документы кизлярского комендантского архива содержат интересный материал по обозначенной нами проблеме. Мы в данной статье рассмотрим некоторые документы из фонда данного архива и на их основе покажем, какую роль играли кумыкские владетели в обеспечении конвоем проезжих через Кумыкскую низменность российских подданных.

  • своих письмах к кумыкским владетелям кизлярские коменданты просили их помочь конвоем российским купцам и курьерам. Так, в письме от 25 мая 1738 г. кизлярский комендант Иван Михайлович Красногородцев просил костековского князя Алиша Хамзина обеспечить конвоем русского офицера-курьера по пути следования от Тарков до Кизляра. нем комендант извещал костековского владетеля о том, что от него в Тарки к поручику Карлу Фон Эндену отправлен с узденем ордер. Необходимо было, по требованию И. М. Красногородцева, дать четырех человек для доставки этого ордера к выше упомянутому поручику, которые затем должны были и обратно его сопроводить в Костек, а затем в Кизляр. Следует отметить, что костековский воевода Алиш Хамзин, находившийся на службе России, как и другие засулакские князья, не раз сопровождал русских курьеров, направлявшихся в Персию к резиденту И. Калушкину и обратно в Кизляр.

В письме от 28 августа 1738 г. аксаевский владетель Алибек Солтанмамутов просил кизлярского коменданта Никиту Анфимовича Бунина сообщить, каких купцов надо обеспечивать конвоем в пути, а каких нет. «…Ежели не велите пропускать, - писал Алибек Солтанмамутов, - то не будем пропускать и прикажите доносить, то будем вам, доносить, о которых вы писали, что проехали купцы, и таких купцов наши люди не провожали, сами оные приехали в Костек и с костековскими переведены к Аксаю, и отпущены, … а если б мы знали, что вы в не пропуске оных заботу иметь мы б оных до Брагун не пропустили, …ежели мы такое дело сделаем, то де можем за, то жалованья потерять, … чего вы не повелели нам делать того мы и не делали…». Приведенный документ красноречиво свидетельствует, что кумыкские владетели сопровождали только тех купцов, за которых заранее просил комендант. Без его предварительного на то приказа, они не считали нужным обеспечить конвой проезжим. Ведь в этом случае они рисковали лишиться жалованья со стороны императорского двора. Заинтересованность и стремление быть в курсе перемещавшихся через Кумыкскую Равнину купцов было естественным для комендантов, стремившихся пресечь возможную контрабанду запретными товарами.

  • власти по достоинству оценивали заслуги кумыкских владетелей в обеспечении конвоем своих подданных. В письме от 3 августа 1751 г. кизлярский комендант Леопольд Исаакович Дебеаусобрий выразил благодарность шаухалу Хасбулату за верную оказанные услуги, т. е. «в препровождении отправляемых из Кизляра людей услугах при высочайшем Ея Императорского Величества дворе».
  • отметить, что в документах кизлярского коменданта, касающихся об обеспечении конвоем проезжих российских подданных, среди кумыкских владетелей больше фигурирует имя костековского воеводы Алиша Хамзина. Именно к нему, чем кому-либо иному владетелю, чаще всего обращены письма кизлярских комендантов, требующие обеспечить безопасный проезд через Приморский Дагестан. Так, в письме от 27 августа 1751 г. комендант Л. И. Дебеаусобрий просил Алиша Хамзина, чтобы тот проводил до Тарков замененного Иваном Пигулевым в Дербенте дворянина Петра Киреева. Аналогичная просьба Л. И. Дебеаусобрия содержится и в письме от 17 сентября 1751 г., адресованному тому же Алишу Хамзину: «При сем отправлен от меня ротмистр Темир Максютов к кубинскому Усейн Али хану для некоторой надобности, и с ним в конвое надлежащее число казаков, которых дружески прошу до надлежащего места и обратно до Кизляра за безопасным конвоем, приказать проводить и меня уведомить».
  • видимо, этих мер было недостаточно, и кизлярский комендант решил дополнительно обеспечить конвоем ротмистра Максютова для большей его безопасности. В письме от 2 октября 1751 г. Л. И. Дебеаусобрий просил шаухала Хасбулата проводить ротмистра Максютова из Тарков до Дербента: «… Чего ради вашего сиятельства дружески прошу предписанного ротмистра Максютова с командою из Тарков безопасности до Дербента проводить вышеписанном крепкую надежду полагать изволите». С аналогичной просьбой обратился шаухалу в письме от 24 января 1762 г. кизлярский комендант Алексей Алексеевич Ступишин. Он требовал оказать «дружеское вспоможение» отправленному от него в Тарки знаменщику гребенского войска Прокофью Ларионову. В другом письме от 14 апреля 1762 г. А.А. Ступишин просил костековского воеводы Алиша Хамзина с его «надежными подвластными людьми для безопасности» проводить ротмистра Терского войска Александра Киреева до Тарков.
  • правило, конвой предоставлялся кумыкскими владетелями не только проезжим российским купцам, но и курьерам. Так, в письме от 11 ноября 1764 г. кизлярский комендант Николай Алексеевич Потапов просил костековского владельца Хамзу Алишева обеспечить ротмистру Александру Кирееву безопасность в пути в Персию через Костековское владение до Тарков. Судя по письму, А. Киреев был послан в Иран к находившимся при шахском дворе российским консулам с поручением государственной важности. Видимо, поэтому, чтобы дополнительно обеспечить безопасность ротмистра А. Киреева, в аналогичном письме от 11 ноября 1764 г. кизлярский комендант Н. А. Потапов требовал об этом и шаухала Муртазали. «При сем послан от меня в Персию до находящихся тамо от высочайшего российского императорского двора консулов почтенной ротмистр Александр Киреев с командою, - писал Н. А. Потапов, - которому дружески прошу в проезд его во владение ваше в потребном случае учинить всякое вспоможение и удовольствие, и до надлежащих мест безопасно, как при нынешнем следовании в Персию, и в обратной проезд приказать…». Из двух приведенных писем мы видим, что кизлярский комендант требовал от каждого из кумыкских владетелей, через территорию которого должен был проехать российский курьер, обеспечить его безопасность и проводить до пункта назначения. Кизлярские коменданты при отправке в Персию своих курьеров и иных представителей российских властей заранее в сопроводительном письме одновременно извещали об этом всех кумыкских владетелей, которых просили также обеспечить и обратный безопасный проезд российским подданным.

Абдусаламов М.-П., кандидат исторических наук

 

Категория: Тарих | Просмотров: 1135 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar