22:00 У ВАЛОВ ВАБАНДАРА | |
Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в начале осени 2022 г. посетили Эндирей в Хасавюртовском районе Кумыкии. На карте села появится ещё одна точка притяжения Рассматриваемое поселение и его земли имеют насыщенное прошлое: Венендер – хазарский мегаполис, в поселениях которого в VIII в. проживало 250 тысяч человек; Чумлу – город руководителя Эндиреевского княжества Солтан-Махмуда Тарковского в XVI в.; Эндери – по воспоминаниям турецкого путешественника Эвлии Челеби (XVII в.), Эндирей был одним из главных городов кумыкского государства Шаухальства Тарковского. Наименование появилось после переселения сюда Айдемира Тарковского в XVII в. (однако историки утверждают, что ещё хазары называли этот город Индар (Индери), что по вокализации гармонизирует с вошедшим в литературу наименованием – Вабандар. Вероятно, имя города в виде Эндери существовало параллельно на Сулаке и Акташе задолго до того, как Тарковский Солтан-Махмуд с сыновьями переселился с города на берегу первой вышеназванной реки в место ближе ко второй реке, после чего Эндирей стали обозначать не на Сулаке, а на Акташе). Рассматриваемый населённый пункт представляет большой интерес в плане тюркской археологии (городище и поселения), старой архитектуры (джума мечеть начала XVIII в. и иные строения), местных зияратов (Идрис-Эфенди, другие) и окружающей природы (ключевая орнитологическая территория, растительный мир). Наш обход достопримечательностей начался с осмотра арки, установленной на въезде в селение, и реконструкции башни позапрошлого века. Последний из указанных объектов был создан летом этого года и является одним из многих следствий огромного труда в области исторического просвещения, проводимого эндиреевцами (написание книг, проведение мероприятий, музейная работа). Стоит сказать и про увековечивание сельчанами исторических личностей, так, можно выделить зиярат Хамис, героическая история которой перекликается с событиями, связанными с именами Пир-Зазай из Аркаса и Пир-Зазы из Эрпели. Местность возле зиярата Хамис интересна тем, что представляет собой территорию старинного кладбища. Другие из множества известных захоронений находятся на одном их сравнительно поздних кладбищ. В частности, здесь имеются зияраты кумыкских шейхов Идрис-Эфенди Красноречивого, Исакав-Хаджи, Али-Гаджи, Алхамат-Кади и других известных личностей. Внутри названного кладбища расположено кладбище князей, где с начала позапрошлого века производились захоронения представители родов Айдемировых, Казаналиповых, Темировых, Хамзаевых; среди них был и Ирази-бий – заступник бедных и ущемлённых. Память о деятелях позднейших периодов зафиксирована в мемориальных досках, про некоторые из которых мы говорили в репортажах о предыдущих походах по Эндирею. В этот раз нами были посещены мемориальные доски Сатиаджиева Х., Асакаева А., Алиханова А., Бийболатова Х., Идикова Б. В Эндирее регулярно увековечивают имена земляков Одним из самых известных здешних памятников является Эндиреевское городище. Как пишет археолог Магомедов М. Г., «оно имеет неправильные, обусловленные рельефом очертания протяженностью около 1,5 км и шириной до 450 м. С напольной стороны городище укреплено мощной системой валов и рвов, рельефно сохранившиеся остатки которых воссоздают сложную топографию памятника, состоявшего из нескольких частей. Основная часть, или сам город, размерами 500x450 м укреплена валами, достигающими 8-10 м высоты, и глубокими рвами. На надречной стороне городища рельефно выделяется вытянутая с севера на юг небольшая территория цитадели (150х60 м), ограниченная поперечными оврагами. От самого городища она отделена массивным валом и двумя рвами. К северу от городища простирается обширный посад, большая часть которого уничтожена рекой. С напольной стороны он также защищен системой валов и рвов, являющихся продолжением городских. Изолированный от основной части городища, посад связан с ним общей планировкой и единой системой оборонительных сооружений… На наиболее сохранившихся участках городища толщина напластований достигает 8-10 стратиграфических прослоек (3,5 м), расчлененных полосами прокаленной земли. Обширные керамические материалы из всех слоев свидетельствуют о генетической связи между керамическими комплексами на всех этапах бытования городища. Целый производственный комплекс гончарных обжигательных печей, исследованных в древнем овраге с южной стороны городища, свидетельствует, что яркая и разнообразная керамика, представленная на городище, производилась на месте. Время бытования комплекса укладывается в рамки с II-III по VIII - начало IX в.». Пространство за валами было центром средневекового мегаполиса Своеобразные комплексы керамики связаны с тремя периодами функционирования городища, условно обозначенными как «сарматский» (II–III вв.), «гуннский» (IV–VI вв.) и «хазарский» (VII–VIII вв.). Выделенные типы керамики городища стали эталонными для всех памятников Дагестана этого периода. Надо сказать, что ещё в советский период над поверхностью земли имелись остатки строений, а возле них учёными были найдены сабли, щиты, копья, наконечники стрел, украшения и десятки килограмм золота. Помимо самого городища, рвов и валов бывших крепостных стен мы увидели курганы, расположенные вокруг. Коллега Сайпутдинов Ю. показал нам место, где располагалась хазарская крепость, а также рассказал том, что въезд в город, ею охраняемый, осуществлялся через два широких прохода, закрывавшихся воротами, кроме того, здесь есть и пещера, через которую можно было выйти к реке. Охранительную функцию города выполняли его сигнальные башни и сторожевые посты. Одна из старых дорог Памятным местом является также расположенное рядом Темир олтурган - правитель Турана Тамерлан появлялся на Северном Кавказе в 1395-1396 гг. и здесь, возле стен хазарского мегаполиса Вабандара (в переводе с тюркского - Десять родов), для него подчинёнными была выровнена местность и построена крепость из тяжёлых пиленых камней, подведена аробная дорога; внутри, за стенами крепости, располагался дворец Тимура. Помимо современной жилой зоны села с Темир олтурган видно и место не берегу Акташа, где располагался дом Койчу-шейха – одного из местных религиозных деятелей, в честь которого был сооружён пир по ту сторону Акташа. Также Ю. Сайпутдинов ознакомил нас со старыми дорогами Эндирея и сообщил о воспоминаниях Дюма, гостившего здесь несколько дней (для примера можно сказать о том, что французский писатель упомянул о знаменитых эндиреевских оружейниках, продукция которых, как известно, пользовалась большим спросом и за пределами Кумыкии), а также об интересных фактах прошлого. Добавим, что коллега Сайпутдинов является автором книг на родном языке о Ташав-Хаджи и Идрис-Эфенди Эндиреевских, которые, на наш взгляд, должны быть переведены в электронный формат и размещены на сайте «Китапхана.Ру». Выводы по итогам мероприятия: - как заявил другой наш коллега Гусейнов М., не все курганы в Эндирее являются исследованными и поставленными на учёт в качестве объектов культурного наследия. Мы считаем, уполномоченные структуры должны провести соответствующие работы; - в этом году исполняется 300 лет Эндирейской и Утамышской битвам, а также 145 лет восстанию 1877 г. Эти выступления были продиктованы необходимостью борьбы с царизмом, политика которого в 1722-1726 и 1817-1877 гг. привела к тому, что в обоих случаях уничтожались десятки кумыкских сёл, огромны были демографические потери. Дискриминационная политика царского самодержавия проявилась и в период 1877-1917 гг., когда в результате активной колонизации благодатного Терско-Сулакского междуречья за счёт населения из центральных и западных территорий Российской империи доля вышеназванных лиц превысила четверть населения Кумыкского округа, а после начала столыпинской реформы переселение постепенно началось и на земли кумыков в Дагестанской области. Процесс был остановлен лишь в результате крушения монархии и государственного переворота октября 1917 г. Полагаем, что в Кумыкии и вообще в Дагестане в этом году будут актуальны мероприятия в память о жертвах царизма. Благодарим за участие в мероприятии краеведов Гусейнова Махмуда и Сайпутдинова Юсупа. ДРОО «Тухум терек тамурлар»
Краеведение Краеведческие походы в 2016 году: Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:
Краеведческие походы в 2021 году:
Краеведческие походы в 2022 году:
ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |