14:03 УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ | |
Общественное объединение «Тухум терек тамурлар» вместе с коллегами в середине весны 2021 г. посвятили очередной краеведческий поход местности Уйташ в Карабудахкентском районе Кумыкии. «Лежбище» местных «пресмыкающихся» Уйташем коренное население называет местность, простирающуюся с севера от поста ГИБДД на въезде в столицу Республики к югу до посёлка Манас и с востока от Туралинской земли к западу до расположенных за скалами Уйташ гор. На склонах последних издавна располагались небольшие населённые пункты, а в низине был известен хутор Уйташ, существовавший до депортации таркинских кумыков в 1944 г. Интересно, что в рамках проводимой после Второй Мировой войны антитюркской политики советское государство не вернуло пастбищные и земледельческие территории историческим хозяевам, а отдало кутаны Уйташ и Малый Уйташ на выгодных условиях в пользование другим лицам. Впоследствии на этих местах выросло несколько сотен самовольных построек, при том, что до середины прошлого века земли названной местности использовались жителями Тарки (Таргу) и Доргели (Дургели) – ныне селений, а в прошлом городов кумыкского государства Шаухальства Тарковского, сословно- представительной монархии Северо-Восточного Кавказа. В начале нашего апрельского похода внимание было направлено на десятки скалистых гор Уйташ, известных тарковским и доргелинским кумыкам также как Такаташлары, Такалыбакалары, Качкалыбакалары, а в русскоязычном звучании обозначаемых Черепашками. Эти скалы тянутся на несколько десятков километров к югу от кутана Сас(ык)- булака до железной водонапорной башни - уникальные для Республики Дагестан скалы благодаря своей конфигурации и трещинам в песчанике предстают в образах черепах, ящериц и даже крокодилов. Регулярно знакомясь с природными и историко-культурными достопримечательностями планеты в фотоколлекциях социальной сети «Мой мир», мы не встречали подобного ландшафта, хотя знаем о его существовании и на территории кумыкского селения Гели. В этой связи отметим, что в 2017 г. на страницах «Дагестанской правды» было озвучено предложение повысить статус горы Тарки-Тау до особо охраняемой природной территории федерального значения и добиться включения её в список природных памятников наследия ЮЕНЕСКО, что поможет сохранить её редкие и исчезающие виды животных и растений, а также уникальные по своему биологическому и ландшафтному разнообразию территории аридных предгорий Восточного Кавказа, представленных в нашей стране только в Дагестане. Думается, что Уйташ тоже заслуживает придания ему статуса особо охраняемой природной территории, а с учётом того, что знаменитые Ленские столбы в Якутии уже находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, в ближайшей перспективе горы Уйташ и Тарки-Тау, полагаем, тоже должны там оказаться. Одновременно возникает вопрос туристической привлекательности Уйташа, поскольку территория между Черепахами и федеральной трассой застраивается, что делает скалы менее заметными с дороги. Считаем, что этот вопрос решается довольно просто. Во- первых, договоры аренды с прикутанными хозяйствами давно истекли и дальнейшая их деятельность должна быть прекращена. Во-вторых, почти все постройки на пастбищах являются незаконными и подлежат сносу с возмещением ущерба в установленном законом порядке и привлечением виновных лиц к ответственности. В третьих, указанные меры стоит осуществлять комплексно. Так, они должны быть приняты и в предгорьях Каякентского района в отношении земель отгонного животноводства, на которых под прикрытием властей в 1990-е – 2000-е гг. возник самозваный населённый пункт под названием Шаласи, на юго- востоке от него необходимо создать охраняемую территорию на неосвоенной площади в 6650 га для спасения уже настоящих, средиземноморских черепах («Внимание: черепаха!» - «Дагестанская правда», 2019). Тюркские петроглифы на одной из Черепах Помимо необычных скал и находящейся на их юго-западе пещеры, непривычных для городской среды видов птиц и периодически встречающихся ящериц представляют интерес и наскальные рисунки, являющиеся объектом культурного наследия федерального значения. Как утверждает «Археологическая карта Дагестана», «среди мощных скальных поднятий, зафиксированы отдельные группы наскальных начертаний, в том числе изображения горных козлов, покрытые почти черной патиной пустынного загара. Здесь же собраны кремневые пластины, нуклеусы, отщепы, вероятно, позднего мустье, мезолита и неолита, а также керамика эпохи бронзы и сарматского времени». Сарматско-тюркские тамги здесь образуют одну из нескольких групп петроглифов. Сарматская тамга, обозначаемая исследователем Алиевым К. М. как «Уйташ», имеет аналогии в виде «кяхулай-тамги», тамг Кумуковых из Карачая и других. Как пишет учёный Марковин, «на скалах участка II, несколько северо-западнее от изображений туров, обнаружен еще один тамго-образный знак… Нахождение данной тамги на скале со слабым загаром, пожалуй, позволяет предполагать ее иное хронологическое место - более позднее. Она своим общим контуром и даже манерой исполнения напоминает мне знаки, выбитые или врезанные возле ворот г. Дербента, приписываемые хазарам. Это вполне возможно и для Уйташа. тем более, что рядом простираются остатки поселения, насыщенного очень характерной сероглиняной керамикой, обычно датируемой хазарским временем. Интересно и то, что подобная керамика встречается по всей территории Уйташа, занятой скалами, что позволяет уже в предварительном плане некоторые местные петроглифы связывать с деятельностью населения, жившего здесь в хазарское время (VII-X вв.). Таково стершееся изображение;звезды; (многоножки) в виде восьми лучей (четыре перекрестия?), сходящихся в одной точке (диаметр более 25 см). В связи с этим можно вспомнить костяную седельную накладку из кургана 17 Верхнечирюртовского могильника с изображением охотничьей сцены. Здесь на коне видна тамга с близким рисунком. Обилие изобразительного материала, приписываемого хазарам, причем выполненного в достаточно вольной манере, позволяет отдельные петроглифы Уйташа соотносить с людьми, оставившими довольно стандартизированную сероглиняную керамику». Минеральный источник не имеет аналогов в Республике Говоря о проживании хазар, автор, очевидно, имеет ввиду городище возле минерального источника Уйташа. Оно ещё должно быть исследовано археологами, а вот целебный родник уже достаточно хорошо изучен, хотя почему-то не включён в список минеральных ресурсов Минтуризма РД. Родник выходит на поверхность земли за Аузовским водохранилищем, и вода первого оказывает благоприятное влияние при лечении почечнокаменной болезни, благотворно она сказывается и на состоянии пищеварительного тракта. При этом пить воду рекомендуется через трубочку, дабы не повредить зубы и не разрушить пломбы. Уйташ растворяет почечные камни, однако пить тем, у кого их нет, а есть другие заболевания почек категорически нельзя. Сейчас уйташский ключ облагорожен и огорожен здешним населением, любопытно, что ещё в середине 2010-х здесь по старинному тюркскому обычаю на кустарниках и деревьях развевались завязанные лоскутки ткани. Из посещённых нами природных объектов стоит также назвать общедоступное охотничье угодье Карабудахкентского участка. Здание царского периода У остановочного пункта Уйташа мы обсмотрели старые постройки бывшей станции. В досоветский период истории, когда автомобили и воздушные суда были редкостью, железная дорога имела огромный спрос, что требовало постройки объектов железнодорожной инфраструктуры, в наше время ставших архитектурными памятниками. На археологической карте место возле станции отмечено Уйташскими находками, тут были найдены бронзовые браслеты, серьги, разные бусы и т. п. У аэропорта «Уйташ» имени Амет-Хана Указанная нами выше сарматская тамга уйташских скал имеет ближайшую аналогию с крымской тамгой в Евпатории. Символично, что в посёлке аэропорта, расположенном в Уйташе, установлен бюст крымского татарина (тюрка) Султана Амет-Хана. Заслуженный лётчик- испытатель СССР любил летать над морем, у нас, будучи увековеченным в памятнике, Амет-Хан тоже смотрит на море. Небезинтересно также, что международный аэропорт «Уйташ» был построен на землях, где кумыкское население ещё до конца 1950-х гг. выращивало бахчевые культуры.
Выводы по итогам мероприятия: - присвоение статуса особо охраняемой природной территории скалам Уйташ (Черепахам) позволит как сохранить ландшафтный памятник и увеличить его туристическую привлекательность, так и защитить наскальные изображения от потенциального антропогенного воздействия; - станционным постройкам Уйташа необходимо присвоить статус памятников истории и культуры. Благодарим за участие в мероприятии краеведа Джамалова Юсупа и режиссёра Тарковского Сайпутдина. ДРОО «Тухум терек тамурлар» | |
|
Всего комментариев: 0 | |